Реабилитация и абилитация инвалидов в 2021 году

ТолкованиеПеревод

Абилитация
b>Абилита́ция (лат. abilitatio; от лат. habilis — удобный, приспособительный) — лечебные и/или социальные мероприятия по отношению к инвалидам или другим морально подорваным людям (осуждённым и проч.), направленные на адаптацию их к жизни.

Термин имеет также технологическое применение, для описания процесса стабилизации процессов. Пример: Время абилитации транспортной линии. Время, необходимое для завершения всех неконтролируемых остаточных процессов и выхода линии в режим готовности к новому технологическому циклу.

См. также

Другие книги по запросу «Абилитация» >>

аблитация-и-реабилитация.jpg

С 1 января 2016 года вступил в силу закон об абилитации инвалидов. Появилось новое понятие, созвучное с привычным нам термином «реабилитация». Однако разница между ними все же есть.

Если кратко, то абилитация (от лат. habilisбытьспособнымкчемулибо) — первоначальноеформированиеспособностикчемулибо. Терминприменяетсяпреимущественнок детямраннеговозрастасотклонениямивразвитии, вотличиеотреабилитации — возвращенияспособности кчему-либо, утраченнойврезультатеболезни, травмыидр. [педагогический терминологический словарь].

Общие понятия о реабилитации лиц с ограниченными функциями здоровья

В стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 48/96, принятая на сорок восьмой сессии ГА ООН 20 декабря 1993г.), в разделе «Основные понятия в политике в отношении инвалидов», сформулировано общеупотребительное понятие реабилитации, основанное на идеях Всемирной программы действий в отношении инвалидов.

Реабилитация — это процесс, цель которого помочь инвалидам восстановить их оптимальные физические, интеллектуальные, психические и/или социальные уровни деятельности и поддерживать их, предоставив им реабилитационные средства для изменения их жизни и расширения рамок их независимости.

Из этого международного определения «реабилитации» следует определенная аналитическая схема самого процесса реабилитации, которая включает следующие составные части (реабилитационные конструкты):

Все приведенные компоненты составляют идеальную модель реабилитационного процесса. Она является универсальной и может применяться при стратегическом планировании любого центра или учреждения реабилитации человека с инвалидностью, который имеет целью предоставление наиболее полного комплекса реабилитационных услуг.

Что означает понятие «абилитация»?

Когда рождается ребенок с функциональным ограничением, это означает то, что он будет не в состоянии развить все функции, необходимые для нормальной жизни, или, возможно, функциональность этого ребенка не будет развита так же, как функциональность его сверстников. Ребенок, невзирая ни на что, остается ребенком: с потребностью в любви, внимании и воспитании согласно своей уникальной натуры, и к нему необходимо относиться, в первую очередь, как к ребенку.

Слово «абилитация» происходит от латинского «habilis», что означает «быть способным». Абилитировать означает «делать состоятельным» и используется вместо слова «реабилитировать», которое употребляется в смысле восстановления утраченной способности.

То есть абилитация — это процесс, цель которого помочь приобрести или развить еще несформированные функции и навыки, в отличие от реабилитации, которая предлагает восстановление утраченных функций в результате травмы или заболевания.

Отсюда получается, что этот процесс наиболее актуален в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья. Хотя применяется и к другим людям, моральное здоровье которых подорвано (к примеру, осужденным). Абилитация означает не только стремление лечить или модифицировать физические или умственные расстройства, это означает также обучение ребенка достигать функциональных целей альтернативными путями, если привычные пути блокированы, и адаптировать окружающую среду для компенсации отсутствующих функций.

Следует заметить, что поздно начатая абилитация может оказаться малоэффективной и трудновыполнимой. Так может быть, например, в случае, если дети с церебральными параличами и грубыми задержками речевого развития начинают получать соответствующую помощь лишь в возрасте восьми — одиннадцати лет. Опыт последних лет говорит о том, что комплекс лечебных, педагогических, логопедических и других мероприятий надо начинать уже на первом году жизни.

Реабилитационные мероприятия начинаются с первых дней заболевания или получения травмы и проводятся непрерывно при условии этапного построения программы.

Абилитационные мероприятия могу начинаться с мониторинга состояния будущей матери и выхаживания ребенка с отклонениями развития.

Абилитация — многосторонний процесс, который одновременно обращает внимание на различные аспекты, для предоставления ребенку возможности вести жизнь, которая наиболее приближена к нормальной. Нормальная жизнь, в данном контексте означает жизнь, которую бы имел ребенок при отсутствии своих функциональных ограничений.

Абилитация и реабилитация – это комплекс мер, направленных на адаптацию в обществе и преодоление патологических состояний людей с ограниченными возможностями здоровья.

Задача и абилитации, и реабилитации — помочь инвалидам как можно успешнее социализироваться, устроить и личную и профессиональную жизнь.

Абилитация (лат. — habilis — быть способным к чему-либо) — первоначальное формирование утраченной способности к чему-либо. Термин абилитация (по Н. М. Назаровой) должен применяться по отношению к детям раннего возраста с отклонениями в развитии.

Реабилитация (в испаноязычных и франкоязычных странах «реадаптация») — применение комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью подготовки или переподготовки индивидуума до наивысшего уровня его функциональных способностей.

Психологическая коррекция — «понимается как деятельность по исправлению (корректировке) тех особенностей психического развития, кои по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной» модели. Сюда же можно отнести и психотерапию»[1]. Кроме того, психокоррекцию возможно применять «в ситуациях преодоления различного рода психологических затруднений»[2], поскольку психологическая коррекция является направленным психологическим воздействием «на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида»[3]. Психокоррекция — «это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются»[4].

Как видно из приведенных определений «психокоррекции», существует несколько позиций понимания соотношения данного понятия с понятиями «психотерапия» и «психопрофилактика». Это выражается в том, что, с одной стороны, происходит отождествление понятий «психокоррекция» и «психотерапия», и с другой — отнесение психокоррекции к области психопрофилактики. В связи с этим необходимо обратить внимание на разноуровневый характер задач психокоррекции, психотерапии, психопрофилактики, которые, безусловно, пересекаются, но не совпадают. Так, задачи психопрофилактики — предупреждение возникновения возможных отклонений. Психотерапии — активное воздействие при помощи психологических методов на личность клиента с целью гармонизации его взаимоотношений с самим собой и социумом. Задачи психокоррекции тесно связаны с понятием «норма», что, соответственно, обозначает основную цель психокоррекционного воздействия как «возврат» или «подтягивание» клиента к должному уровню исходя из его возрастных и индивидуальных особенностей, а также медико-социальных и культурологических требований. Соответственно, о необходимости психокоррекционного воздействия возможно говорить, когда существует некое отклонение от нормы.

Психокоррекционная работа ведется специалистом в случаях:

  • 1) обращения клиента самостоятельно за психологической помощью;
  • 2) обращение за помощью к специалисту по поводу клиента кого- либо из родственников или иных значимых взрослых (преподаватели, воспитатели, руководители).

Методы коррекции зависят от школы, к которой принадлежит специалист и, следовательно, их возможно (весьма условно) классифицировать по существующим направлениям в психологии.

Основные виды психокоррекции выделяются по количеству участвующих клиентов и по характеру взаимоотношений между ними:

  • 1) индивидуальная;
  • 2) семейная;
  • 3) групповая.

Психокоррекционная работа проводится планомерно и включает в себя ряд обязательных этапов. Этапы психокоррекционной работы включают в себя:

  • 1) сбор психологического анамнеза, который осуществляется при помощи беседы и психодиагностических методов;
  • 2) установление психологического диагноза (с учетом возрастных и социокультурных особенностей) и психологического прогноза;
  • 3) планирование психокоррекционных мероприятий (с учетом зоны ближайшего развития);
  • 4) установление вероятностного и (или) условно-вариантного прогноза;
  • 5) осуществление психокоррекционных мероприятий (с внесением необходимых изменений, возникающих в процессе осуществления психокоррекции);
  • 6) оценка результативности психокоррекционных мероприятий;
  • 7) психопрофилактика рецидива данной проблемы.

Следует обратить внимание на то, что необходимо различать термины, упоминаемые в медицине: «анамнез», «диагноз», «прогноз» от подобных, но не тождественных, терминов в психологии. Заимствованные из медицинской области данные термины наполнены специфическим содержанием. На это указывает, в частности, принятое употребление перед ними слова «психологический», что убирает двойственность их возможного толкования.

Анамнез — понятие медицинское[5]. В узком смысле означает историю развития болезни. В более широком — не только данные о начале и развитии заболевания, но и сведения об условиях жизни, работы. В медицине выделяют личный и семейный анамнез; анамнез натального, пренатального и перинатального периодов. Таким образом, если о собственно анамнезе уместно говорить в связи с наличием аномалий или заболеваний, то понятие «психологический анамнез» свободно от обязательной связи с болезненными процессами и проблемами и употребляется в психологии как синоним понятия «история индивидуального психического развития».

Психологический анамнез[6] важен постольку, поскольку психологический статус клиента может быть правильно определен только в свете всей истории его развития в сочетании с представлением данной истории в сознании самого клиента. Именно в этом и заключено основное отличие психологического анамнеза, при сборе которого акцент делается не на факты и события, как в медицине, но на их интерпретации самим клиентом. Для получения всесторонней информации при сборе психологического анамнеза необходимо установить для каждого возрастного периода:

  • 1) развитие ведущей познавательной деятельности в соотнесении с нормой и индивидуальными особенностями;
  • 2) специфику социальной ситуации;
  • 3) наличие объективных психотравмирующих событий (смена места жительства, д/сада, школы, работы; изменения в составе семьи) и их интерпретацию клиентом (переживание одних событий разными людьми в разных условиях весьма отлично);
  • 4) наличие соматических (в том числе хронических) заболеваний.

При анализе анамнеза особое внимание необходимо уделять:

  • 1) установлению присутствия стрессовых факторов в процессе развития и формирования личности;
  • 2) индивидуальным реакциям на данные стресс-факторы;
  • 3) частоте соматических заболеваний;
  • 4) наличию хронических заболеваний;
  • 5) отношениям внутри семьи;
  • 6) типу воспитания в семье по отношению к клиенту;
  • 7) взаимоотношениям клиента со значимыми близкими (возможно несовпадения понятий «значимые близкие» и «родители»);
  • 8) уровню развития на каждом возрастном этапе и соответствию данного уровня понятию «норма».

Психологический анамнез собирается в процессе специально организованной беседы, интервью, наблюдения, а также при помощи методов психодиагностики.

Беседа, целенаправленно организованная специалистом, является основным методом ведения и оказания психологической помощи. В ходе беседы предполагается выявление интересующих исследователя связей на основе эмпирических данных, полученных в процессе общения «клиент-специалист». Как специфический вид беседы выделяется интервью.

Интервью — способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. Выделяют два вида интервью: свободное и стандартизированное. Свободное интервью не зависит от темы и формы беседы и предполагает сотрудничество клиента при поиске необходимой информации. К его достоинствам можно отнести большой диапазон непосредственных поведенческих реакций клиента, которые получает возможность наблюдать специалист, что способствует более полному получению информации о личности клиента и сути его проблемы, к недостаткам — достаточно большой временной отрезок. Стандартизированное интервью — близко по форме к анкете, отличаясь от него большей свободой клиента при формулировании ответов. Полученные данные впоследствии уточняются и используются для выдвижения новых гипотез. Достоинство: информативность, экономия времени, количественная выраженность результата. Недостатки: вероятность потери эмоционального контакта с клиентом, снижение непосредственных поведенческих реакций вследствие активизации механизмов защиты.

Наблюдение — эмпирический метод психологического исследования, заключающийся в целенаправленном и осознанном восприятии специалистом психических проявлений клиента. Позволяет специалисту собрать информацию о клиенте, выявить наиболее значимые событийные моменты, отследить изменение его состояния на разных этапах процесса. Недостатки: субъективизм специалиста, который может выразиться в фиксации внимания на факте, значимом с позиции психолога, а не клиента, и последующей его интерпретации, а не прояснении, а также контрпереносе.

Психодиагностика — «в узком смысле — измерение индивидуальнопсихологических свойств личности на основе специальных методов. Основными методами диагностики являются тестирование и опрос, а их методическим воплощением, соответственно, тесты и опросники»1.

Диагноз психологический (от греч. diagnosis — распознание) — «конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования. Предмет диагноза психологического — установление индивидуально-психологических различий как в норме, так и в патологии»[7]. Важной составляющей психологического диагноза является необходимость выяснения в каждом отдельном случае причин возникновения данных проявлений в поведении клиента и их возможных последствий. Постановка психологического диагноза возможна на трех уровнях.

Таблица 1

Уровни психологического диагноза

Уровни

Названия

уровней

Глубина

психологической

диагностики

Недостатки

1

Симптоматический (или эмпирический, не является, как отмечал Выготский, собственно научным, поскольку установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу)

Констатация

симптомов

Невозможность определения причин возникновения и вероятных последствий

2

Этиологический

Определение симптомов и причин их возникновения

Отсутствие целостной картины в структуре личности

3

Типологический

Определение места и значения симптомов в целостной, динамической структуре личности, а именно: предпосылки возникновения симптомов и возможные последствия в случае их дальнейшего сохранения

1 Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1998. — С. 142—143.

Диагноз связан с прогнозом. По Выготскому, «содержание прогноза и диагноза совпадает, однако прогноз строится на умении настолько понять «внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает путь развития». Рекомендуется разбивать прогноз на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям»[8]. В психологии существует два типа прогнозов: вероятностный[9] и условно-вариантный[10].

Вероятностный прогноз — прогнозирование наиболее вероятного будущего, в основе которого лежат объективные данные о настоящей ситуации в моменте «здесь и теперь» и субъективное представление специалиста о структуре прошлого опыта клиента. Вероятностный прогноз, в большинстве случаев, применяется при работе с клиентами юношеского возраста и всех периодов «взрослости». При работе с детьми и подростками наиболее уместным, является условно-вариантный прогноз.

Условно-вариантный прогноз «мы понимаем как конструирование трех основных линий (вариантов) дальнейшего хода развития ребенка из множества потенциально возможных. Эти варианты определяются в зависимости от реализации ситуации трех типов: 1) если неблагоприятные условия, ставшие причиной возникновения у ребенка психологических трудностей, сохраняются; 2) если они будут сняты, устранены, либо существенно ослаблены; 3) если они, напротив, усугубятся… содержащаяся в условно-вариантном прогнозе экстраполяция дальнейшего хода развития ребенка касается главным образом его относительно близких возрастных этапов и, разумеется, должна строится с учетом всей совокупности возрастных и индивидуально-психологических факторов развития конкретного ребенка»[11].

Исходя из двух конечных пунктов — что дано (психологический диагноз) и что возможно получить (психологический прогноз), — понимания их взаимосвязи и взаимозависимости, учете индивидуальных и возрастных особенностей, а также всей социальной ситуации, в которой находится клиент, специалист находит решение теоремы — выстраивает систему психокоррекционных мер.

  • [1] Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. Минск, 1998. — С. 246.
  • [2] Психотерапевтическая энциклопедия / под общей ред. Б. Д. Карвасарского —СПб., 1998. — С. 306.
  • [3] Практическая психология в тестах / сост. Р. Римская, С. Римский. — М., 1998. —С. 412.
  • [4] Осипова А. А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методыработы. — Москва-Воронеж, 2000. — С. 7.
  • [5] Волков В. Г., Караваева Е. В., Цветкова Н. Н. Психология пациента: монография. —
  • [6] Томск, 1999.
  • [7] Там же. С. 141—142.
  • [8] Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 2. — М., 1982. — С. 104—105; Психотерапевтическаяэнциклопедия / под общей ред. Б. Д. Карвасарского. — СПб., 1998. — С. 494—449.
  • [9] Словарь практического психолога / гост. С. Ю. Головин. — Минск, 1998. — С. 448.
  • [10] Бурменская Г. В., Захарова Е. М., Карабанова О. А. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. — М., 2002. — С. 34—37.
  • [11] Там же. С. 35.

Определение абилитации инвалидов дано в ФЗ № 181 от 24.11.1995 г. В нем изложены принципы подбора индивидуальных программ социальной, медицинской, психологической адаптации, а также дано разграничение терминов «абилитация» и «реабилитация».

Понятие реабилитации и абилитации инвалидов

Reabilitatsiya-i-abilitatsiya-invalidov-300x200.jpgВ Федеральном законе от 24.11.1995 № 181 говорится о реабилитации и абилитации инвалидов.

Реабилитация инвалидов — система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация — система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.

Прошедший курс реабилитации по своей индивидуальной программе гражданин сможет занять достойное место в обществе и самостоятельно поддерживать привычный уровень жизни.

Цель мероприятий реабилитации и абилитации состоит в том, чтобы  устранить или компенсировать ограничения жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.

Что такое реабилитация инвалидов

Под реабилитацией инвалидов понимают полное или частичное восстановление у человека утраченных способностей вследствие травмы или болезни.

Реабилитационный комплекс состоит из следующих мер поддержки:

  1. Социальная — помогает инвалиду стать полноценным членом социума, влиться в трудовой коллектив, заняться каким-либо видом спорта, найти новый круг общения и др.
  2. Педагогическая — возвращает человека к его нормальной деятельности путем самоопределения и поиска доступной и интересной профессии, помощь в трудоустройстве, производственная адаптация а также помогает научиться обходиться в быту теми физическими возможностями, которые есть.
  3. Физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт.
  4. Медицинская — направлена на восстановление биологических функций, без которых нормальная жизнедеятельность невозможна. Сюда можно отнести и протезирование, ортезирование, сажать мной курортное лечение и др.

Если в состав реабилитационного комплекса входят все вышеперечисленные меры, то перед нами идеальная модель, которую любой реабилитационный центр сможет взять на вооружение.

Невозможно составить программу, которая идеально подошла бы каждому инвалиду. Поэтому каждая программа реабилитации — индивидуальна, учитывает психические и физические особенности здоровья, уже имеющиеся навыки и желание самого человека научиться новому.

Организации, которые осуществляют реабилитационные мероприятия для инвалидов в обязательном порядке должны пройти государственную аккредитацию.

В чем различия между абилитацией и реабилитацией

Абилитация, в отличие от реабилитации, направлена на формирование новых способностей инвалида. Комплекс абилитационных мер призван обучить инвалида достигать поставленные цели альтернативными путями, если привычные способы оказались недоступными.

В большей степени абилитация необходима детям, причем от того, насколько своевременно она выполнена, напрямую зависит конечный результат и эффективность работы.

Например, когда ребенку с раннего возраста поставлен диагноз «отставание в развитии», то в 11 лет заниматься абилитацией поздно, многое уже к этому возрасту упущено безвозвратно.

Максимального эффекта удается достичь, когда работа с ребенком-инвалидом ведется с самых ранних лет, то есть буквально с первого года жизни. Уже в таком нежном возрасте можно заниматься по логопедическим, педагогическим программам.

Программу реабилитации необходимо проводить с первых дней болезни или получения травмы. Занятия должны быть непрерывными и поэтапными.

Индивидуальная программа абилитации инвалида

Рассмотрим, что такое программа реабилитации и абилитации инвалидов. Это комплекс оптимальных для инвалида мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа содержит:

  • реабилитационные мероприятия;
  • технические средства реабилитации;
  • услуги, предоставляемые инвалиду.

Указанные мероприятия и средства могут предоставляться инвалиду бесплатно, в соответствии с перечнем, установленным федеральным законодательством и за плату, которую может вносить сам инвалид или другие лица и организации.

Новая система позволяет не только поставить точный медицинский диагноз, но и сформулировать индивидуальную программу всесторонней поддержки каждого пациента.

Введение нового понятия, абилитации, позволяет разрабатывать программы по формированию у человека ранее отсутствовавших умений, поскольку теперь для этого создана отсутствовавшая ранее законодательная база.

В состав индивидуальной программы абилитации, опираясь на потребности того человека, для которого она разрабатывается, могут быть включены следующие этапы.

Этап 1: Восстановительные медицинские мероприятия

Медицинская реабилитация включает комплекс процедур, с помощью которых ограниченность в передвижении у инвалидов снижается.

Сюда относят:

  1. Общую реабилитацию (использование медпрепаратов, назначенных врачом, наблюдение в амбулатории).
  2. Специализированную реабилитацию (оказание помощи в спецлечебницах, протезирование и проведение операций).

Медицинская абилитация включает:

  • реконструктивная хирургия;
  • протезирование и ортезирование;
  • санаторно-курортное лечение.

Задача медицинской реабилитации — при помощи технических средств, протезов, восстановительного лечения и терапии дать возможность человеку как можно полнее восстановить утраченные функции, либо научиться обходиться без них.

Для тех, чьи функции передвижения серьезно ограничены и требуется обязательное приобретение специальных колясок, протезов, изыскиваются возможности для их покупки.

Этап 2: Профессиональная ориентация

Заключается в обучении и помощи в трудоустройстве, адаптации на рабочем месте.

Если у человека ранее была профессия, но после перенесенной травмы или операции он более не может использовать свои прежние навыки, потребуется обучение новой специальности или переквалификация.

При трудоустройстве руководство предприятия совместно с органом соцзащиты и бюро МСЭ переоборудует рабочее место, чтобы обеспечить возможность новому сотруднику выполнять работу с учетом его ограниченных физических возможностей.

Также работающим инвалидам положены льготы.

Этап 3: Физкультурно-оздоровительные мероприятия

Проводятся на базе ДЮСШ, физкультурно-спортивных клубов для инвалидов, включают привлечение их к участию в массовых физкультурно-спортивных праздниках, в соревнованиях и т.д.

Регулярные спортивные занятия оказывают благотворное действие на общее физическое состояние человека, а также помогают быстрее восстановиться после перенесенных заболеваний и тяжелых операций.

Этап 4: Социальная адаптация

С помощью социальной реабилитации выстраивают отношение в семье и обществе с учетом потребностей самого инвалида.

Включает две составляющих:

1. Социально-средовая ориентация. Помогает инвалиду быстрее адаптироваться в новых условиях жизни с учетом его навыков и умений.

Предоставляется помощь психологов и педагогов в следующих случаях:

  • в определении доступных инвалиду возможностей для самореализации;
  • помощь в зачислении в учебные заведения и трудоустройстве;
  • помощь в налаживании контактов с родственниками и окружающими;
  • психологическая помощь семье.

2. Социально-бытовая абилитация. Помогает выбрать для инвалида наиболее удобный темп общественной и семейной жизни. Для этого необходимо:

  • обучить инвалида самостоятельно себя обслуживать;
  • показать семье оптимальный вариант совместного проживания и ведения хозяйства с учетом навыков инвалида;
  • подготовить жилье для проживания в нем лица с ограниченными возможностями.

Большое внимание уделяется введению подопечного в среду, где объединены единомышленники по интересам: кружки, секции, творческие коллективы и т.д.

Комплексная реабилитация

При ее проведении принимают участие несколько специалистов, помогающих инвалиду восстановить навыки, полученные до травмы.

Комплексность-один из принципов проведения реабилитационных мероприятий. Она подразумевает использование различных реабилитационных мероприятий с участием как медицинского персонала, так и психологов, педагогов, специалистов по ЛФК, юристов и др. В зависимости от объема и сложности задач, решаемых реабилитацией, от условий, возможностей и индивидуальных показаний для ее проведения могут быть использованы разные системы реабилитации, различающиеся между собой количеством этапов и длительностью лечения.

Выбор делается в пользу тех реабилитационных мероприятий, которые наиболее эффективны и обеспечивают скорейшее выздоровление пострадавшего.

Особенности реабилитации и абилитации детей-инвалидов

Для детей инвалидов есть свои особенности в проведении реабилитационных мероприятий. Чем раньше начнется восстановительные процедуры, тем быстрее пройдет восстановление утраченных навыков или приобретение новых.

Для этого используются следующие виды реабилитации и абилитации:

1. Медицинская. Включает массаж, лечебную физкультуру и другие виды оздоровительных мер.

2. Бытовая. Помощь в освоении новых навыков и умений в быту.

3. Психологическая. Для детей проводятся различные развивающие занятия.

4. Социокультурная: экскурсии, театры, концерты и другие виды досуга.

Особенность проведения таких мероприятий — их комплексность. Необходимо вернуть здоровье ребенка и максимально развить его физические и психические способности.

О финансировании программ абилитации

Прежде лечение, приобретение дорогих лекарств и закупка необходимых технических средств оплачивались средствами родителей, а также различными негосударственными благотворительными фондами.

Сейчас в государственный бюджет заложено определенное финансирование.

На финансирование программ восстановительного лечения, согласно Распоряжению № 2782-р от 31.12.2015 г. в 2016 г. было выделено 9,3 млрд. руб. из Фонда социального страхования.

Правительство РФ контролирует процесс распределения бюджетных средств. Потрачены эти деньги могут быть на закупку оборудования и оплату услуг, которые необходимы таким людям для восстановления утраченных или ранее отсутствовавших функций организма.

Деньги выделяются из Фонда соцстраха и могут быть потрачены на:

  • Услуги по абилитации и реабилитации, а также на технические средства (в 2016 г. — 7,7 млрд. руб.);
  • Субвенции в региональные бюджеты для расходования на такие же цели (в 2016 г. — 1,6 млрд. руб.).

Государственное финансирование — это только часть мер, которые в каждом регионе страны дадут возможность каждому получить необходимые лекарства, протезы, реабилитационные и абилитационные услуги в специализированных медицинских учреждениях.

Большая работа проводится благотворительными фондами, близкими и родными инвалидов, образовательными и досуговыми учреждениями по созданию безбарьерной среды.

Новый порядок установления инвалидности

Со вступлением в силу нового закона изменился порядок установления инвалидности.

Раньше преимущественно в процессе проведения экспертизы и установления группы инвалидности применяли всего 2 критерия:

  1. Каково расстройство функций организма.
  2. Насколько ограничился вследствие болезни или травмы привычный уровень жизнедеятельности:
  • частично или полностью утрачена одна определенная функция;
  • возможно ли человеку обойтись самообслуживанием или же ему требуется регулярный медицинский и бытовой уход и т.д.

Теперь же медико-социальная экспертиза будет руководствоваться только одним критерием.

Основанием для установления инвалидности лицу является нарушение здоровья со II и более степенью выраженности стойких нарушений функций организма. После установления человеку инвалидности, будут применяться критерии установления группы инвалидности.

Медико-социальная экспертиза также отвечает принципу комплексности. Она осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основании следующих данных:

  • Клинико-функциональных;
  • Социальной бытовых;
  • Профессионально-трудовых;
  • Психологических.
Если лицо официально признается инвалидом, то ему обязательно назначается индивидуальная реабилитационная или абилитационная программа, причем ее будут не только назначать, но и контролировать выполнение.

Раньше за основу бралась способность человека к общению и обучению, а также к контролю своего поведения. Теперь же будет даваться объективная оценка утраты функциональности организма по результатам медицинского обследования.

Последние изменения

В проекте бюджета на 2018 год было отведено  29,3 млрд руб. на приобретение техсредств реабилитации для инвалидов. Также планируется расширить предусмотренный список ТСР общим объемом до 900 млн руб.

Государственная программа «Доступная среда» продлевается до 2025 г. В 2019 г. ее ключевым аспектом стала реабилитация. Реализация начнется с 2021 г. В 2021 г. федеральное финансовое содействие предоставили 18 субъектам РФ.

Деньги выделят на условиях софинансирования для:

  • закупки оборудования в реабилитационные центры,
  • обучения специалистов,
  • разработки ИС.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Подписывайтесь на наши обновления!

1-65-300x178.jpgВ 2016 году вступил в силу закон, который определил понятие абилитация для граждан с инвалидностью, а также ее различия с реабилитацией.

Реабилитация — это процесс восстановления организма в послеоперационный период, после сложной и тяжелой болезни, или же после полученной травмы.

Абилитация — это процесс формирования способностей, которыми обладает человек. Абилитация чаще всего применяется в работе с детьми, у которых есть отклонения в развитии физическом, или же интеллектуальном.

Содержание

Реабилитация для инвалидов — что это?

Реабилитация — это целый комплекс мероприятий для инвалида, который имеет такие части:

  • Реабилитационные мероприятия социального типа — это восстановление больного с инвалидностью, как субъекта социума;
  • Педагогический процесс восстановления — это реабилитация для инвалида, как личности действия;
  • Психологические реабилитационные меры — это восстановительный процесс инвалида на уровне личностных показателей;
  • Медицинская физическая реабилитация — это процесс восстановления функциональности организма, или же отдельных его органов.
vidy-meditsinskoj-reabilitatsii.jpg
Все составляющие принципы реабилитации, способны восстановить больного до того состояния, что он может нормально жить в обществе.

Что такое абилитация?

Это также целый цикл мероприятий, для того, чтобы человек с инвалидностью мог хорошо адаптироваться в социуме.

Существуют важные составляющие абилитационного процесса:

  • Социально средовая, или же просто социальная абилитация — это индивидуальное восстановление больного в социуме;
  • Педагогическая составляющая абилитации — это работа с человеком, по возвращению его деятельности;
  • Психологическая абилитация — это прием восстановления личности в гражданина с инвалидностью;
  • Абилитация медицинская включает в себя методики и приемы восстановления на биологическом и физическом уровне организма. Процесс абилитации помогает восстановить жизнедеятельность все функций человеческого организма.
Psihologicheskaya-abilitatsiya.jpg
Данный цикл мероприятий применяется в центрах физического и психологического восстановления человека с инвалидностью.

Абилитация и реабилитация  какая разница?

Абилитация, как понятие для восстановления функциональности организма инвалида, имеет существенную разницу с реабилитацией.

При абилитации происходит формирование способностей больного человека, а в процессе реабилитационных мероприятий происходит восстановление функций организма и его систем. Вот чем отличается абилитация от реабилитации и в этом существует главная разница между двумя медицинскими понятиями.

При абилитации для инвалида создаются такие условия, когда он способен научиться и развить свои способности для достижения поставленных целей.

В процессе обучения, гражданин с инвалидностью находит альтернативные методы решения поставленной цели. Даже если главный путь к достижению цели заблокирован по причине болезни, или же травмы.

Довольно часто процесс абилитации происходит в работе с детьми, у которых существуют отклонения в развитии, а также нарушения некоторых функций.

Пример: если у ребёнка существуют отклонения в применении речевого аппарата, тогда абилит необходимо начинать проводить сразу после того, как ребёнок не стал в положенный срок разговаривать.

abilita-v-desyatiletnem-vozraste.jpg
Если начать применение абилита в десятилетнем возрасте, тогда полностью восстановить функции речевого аппарата не получиться.

Государственная поддержка абилитологии

В современной медицине разработаны новые методики диагностирования организма человека, что позволяет установить точный диагноз уже на первоначальной стадии.

Кроме выявления диагноза и лечения патологий современными препаратами и на современном оборудовании, также разрабатываются новейшие методики реабилитации больных после сложных травм, или же болезней, а также индивидуальные методики абилитации.

Существует разница в разработках данных методик восстановления.

Чаще всего, абилитология направлена, на восстановление детей с ОВЗ.

abilitacija_reabilitacija_deti.jpgКогда на государственном уровне выделено понятие абилитация, подтвержденная вышедшим в 2016 году законом, тогда можно с уверенностью говорить о том, что разработка новых способов и методов формирования в инвалидах личности, которая быстро адаптируется в социуме, не заставит себя долго ждать.

Поддержка государством абилитологии, значительно снизит количество неадаптированных инвалидов, а также детей, которые перебывают в специализированных интернатах.

Абилитационный процесс необходимо начинать с первых моментов развития патологии, или же с первых дней жизни проблемных детей.

В процессе должны быть задействованы специалисты абитологи, а также должна быть тесная поддержка родителей (при занятиях с детьми). Не последнее место отводится государственной поддержке, а также поддержке органов соцзащиты.

Принцип составления индивидуальных программ

Этапы составления индивидуальных реабилитационных программ, для каждого инвалида имеют разницу, и зависит составление программы от потребности каждого больного.

Медицинские мероприятия по восстановлению физических функций организма, при которых снижается ограниченность инвалида в передвижении.

В состав индивидуальной программы абилитации, опираясь на потребности того человека, для которого она разрабатывается, могут быть включены следующие этапы:

  • Общие процедуры реабилитационного процесса — прием медикаментозных препаратов;
  • Реабилитационное восстановление специализированного характера — протезирование конечностей, оперативное вмешательство в организм, лечение в специализированных клиниках и лечебницах;

Медицинские мероприятия по абилитации:

  • Мероприятия по реконструктивной оперативной хирургии;
  • Протезирование больных;
  • Восстановление в санаторных условиях, или же на курортах.

Разница в абилитационных мероприятиях в том, чтобы научить инвалида приспосабливаться к социуму при помощи своих раскрытых способностей.

obuchennyh-sobak-povodyrej.jpg
Для абилитационного процесса, а также реабилитационного, необходима помощь органов соцзащиты в приобретении инвалидных колясок, костылей, а также обученных собак-поводырей для незрячих инвалидов.

С профессиональным уклоном

Данный абилитационный процесс позволяет обучить гражданина с ограниченными физическими возможностями и оказать помощь в трудоустройстве, а также в адаптировании его на месте его работы.

Ели человек имел профессию, но после перенесенного травмирования, он не может физически выполнять свою работу, тогда проводится переквалификация на ту специальность, которая позволительна его способностям и физическим возможностям.

Rabotayushhie-invalidy.jpgДля того чтобы инвалид работал на предприятии, руководство данной компании вместе с органами соцзащиты переоборудую место для работы гражданина с инвалидностью.

Работающим инвалидам государство кроме пенсионного обеспечения предлагает ряд льгот, для предприятий, в которых работают инвалиды, также существуют льготы налогового послабления.

Оздоровительных мероприятий и социальной адаптации

Занятия спортом благоприятно влияют на здоровье, а спортивные мероприятия, которые проводятся для инвалидов, позволяют улучшать их психологическое состояние.

Социальная адаптация в обществе — это, прежде всего семейные отношения, а также отношения той среды, в которой часто перебывает данный гражданин.

Социальная адаптация бывает 2 типов, которые должны действовать вместе:

Социальная ориентация в среде проживания — это дать возможность инвалиду быстрее адаптироваться в обществе:

  • Помочь инвалиду реализовать себя;
  • Способствовать поступлению его в учебные заведения;
  • Помощь психолога для работы в семье.

Адаптация на бытовом уровне — это процесс налаживания жизнедеятельности больного в семье:

  • Абилитация, или же реабилитации инвалида обслуживания себя в быту;
  • Психологический процесс налаживания контакта в семье;
  • Научить всех членов в семье проживать вместе с инвалидом;
  • Органам соцзащиты помочь в переоборудовании жилища для данной категории граждан.
reabilitatsiya.jpg
Социокультурная абилитация — это посещение инвалидом групп по интересам, творческих и спортивных кружков.

Разница в абилитации и реабилитации ребёнка инвалида

Для ребёнка инвалида существует особенность в проведения реабилитации, или же абилитации. Нет разницы, какая методика будет применяться, главное начать ее применение, как можно раньше.

Своевременно начатые меры по реабилитации, способны полностью восстановить функциональность организма и работу всех органов и его систем.

Для ребенка нет большой разницы, применять реабилитацию, или же абилитацию.

Если в вашей местности нет специалистов по абилитации, тогда восстановительные мероприятия проводят врачи-реабилитологи.

Главное, чтобы была оказана своевременная помощь и не упущено время.

Применяемые мероприятия:

  • Медицинская ориентация на восстановление функций — массажи, ЛФК, применение лечения в санаторных условиях;
  • Бытовая ориентация — научить ребёнка обслуживать себя на бытовом уровне;
  • Психологическая адаптация — работа с психологами и занятия на обучение поведения в социуме и возможность самому ребенку наладить общение в обществе;
  • Социокультурная ориентация — это эстетическое развитие детей-инвалидов. Разрабатываются культурные программы с посещением музеев, концертов, а также развлекательных и развивающих детских центров.

Заключение

Между абилитацией и реабилитацией существует большая разница в методиках применения, а также в комплексе мероприятий, но оба эти процесса настроены на восстановление функциональности человеческого организма после тяжелой болезни, или полученной травмы, и дать возможность инвалиду адаптироваться в обществе.

Абилитационный процесс восстановления, чаще всего применяется в работе с детьми-инвалидами, когда ребёнка с отклонениями в развитии необходимо научить быть полноценным гражданином в обществе.

Данный процесс настроен на восстановление функциональности организма на биологическом уровне.

Используемые источники:

  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/590447
  • http://blagoudm.ru/abilitaciya-i-reabilitaciya-v-chem-raznica/
  • https://studme.org/346263/pedagogika/abilitatsiya
  • https://lgoty-vsem.ru/lgoty/reabilitatsiya-i-abilitatsiya-invalidov.html
  • https://posobie.wiki/subsidii/lgoty-invalidam/abilitatsiya-i-reabilitatsiya-raznitsa

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий