Как определить группы инвалидности по заболеванию, критерии классификации и процесс оформления

9-2-660x331.jpg

Как оформить инвалидность

Здоровье – относительный показатель, современная медицина способна отыскать в любом организме отклонения от нормы, но для назначения инвалидности требуются особые условия.

Комиссия

Существующие методы и показатели для определения нарушенных функций не автоматизированы. Чтобы стать инвалидом, необходимо получить заключение медико-социальной экспертизы (МСЭ).

Решение о присвоении статуса инвалида всегда принимается комиссией, в составе которой присутствуют не только врачи, но и психолог со специалистом по реабилитации. При необходимости приглашается социальный работник, а также квалифицированный врач, по желанию гражданина.

7-3.jpg

Обратите внимание! Члены комиссии негласно заинтересованы в отказе от присвоения статуса инвалида. Вряд ли вам сообщат о возможности приглашения в состав дополнительного специалиста, имеющего право совещательного голоса.

Комиссия работает по плану, как и в любой государственной деятельности, сотрудники строго ограничены рамками полномочий и показателями статистики, которые нарушать не рекомендуется.

Направление на МСЭ

Для получения оценки ограничений жизнедеятельности необходимо прохождение комиссии. Направление выдается:

  • врачом;

учреждением соцзащиты;

  • органами пенсионного обеспечения.

Важно! Если не удается получить направление, гражданин имеет право самостоятельно обратиться в отделение МСЭ, предварительно получив письменный отказ лечащего врача.

Добиться проведения экспертизы не сложно, но её ещё необходимо удачно пройти. Если ярко-выраженных нарушений функций организма не имеется, требуется тщательная и заблаговременная подготовка к МСЭ.

Как проходить экспертизу

Когда имеется направление на оценку ограничений жизнедеятельности, в медицинской карте пациента обычно уже есть большинство необходимых исследований и заключений от врачей. В таком случае прохождение МСЭ не требует дополнительных документов и справок, но если присутствуют сомнения в конечном результате, лучше самостоятельно убедиться в наличии достаточных оснований для присвоения группы инвалидности.

Рекомендуется обратиться к независимым экспертам, чтобы сэкономить время и средства. Конечно, работа сторонних специалистов стоит денег, но предварительные результаты и оценку они дадут незамедлительно. Добиваться присвоения инвалидности, в некоторых случаях, может быть абсолютно бесполезно, а опытные эксперты обязательно сообщат об этом, либо подскажут оптимальные варианты подтверждения статуса инвалида.

Запомните! Комиссия оценивает степень ограничений на основании представленных документов. Лежачий пациент не может быть признан инвалидом, если у него отсутствуют необходимые справки, подтверждающие, что он действительно не способен самостоятельно подняться.

Случай из личной юридической практики:

За консультацией обратилась женщина, уволившаяся с многолетнего места работы уборщицей по собственному желанию, потому что не могла поднимать вёдра с водой, а также передвигаться с прямым положением спины. Врачи, поставив диагноз «межпозвоночная грыжа», направляли пациентку на операцию.

Женщина опасалась хирургического вмешательства. Изучив всю доступную информацию, она пришла к выводу, что после операции может остаться прикованной к постели, поэтому категорически отказалась от госпитализации.

Врачи не выдали ей направление на прохождение МСЭ. Настаивали на том, что операция необходима, а в случае неудачного исхода обещали помочь с оформлением статуса инвалида.

Основываясь лишь на предположениях и опасениях клиентки, помочь я было невозможно. Пришлось обратиться к независимому медико-социальному эксперту, который определил недостаточность диагностических исследований в представленной медицинской документации, а также выписал все необходимые направления к профильным специалистам.

После прохождения масштабного обследования опасения клиентки подтвердились – операция, при расположении её грыжи, была крайне опасна и противопоказана.

Общими усилиями нам удалось документально подтвердить неспособность женщины к труду и обоснованность её отказа от операции. Лечащий врач согласился с представленными результатами медицинских исследований и выписал направление на прохождение МСЭ.

Клиентке была установлена 3 группа инвалидности, назначена пенсия и предоставлены все полагающиеся льготы.

Как обжаловать решение

Не стоит обольщаться относительно только документальных подтверждений вашего недуга. Решение принимается исключительно голосованием членов комиссии, которые с разных точек зрения оценят внешний вид пациента, манеру и способы держаться, передвигаться и общаться.

По сути, МСЭ – это спектакль одного актёра (пациента) перед зрителями (комиссией). Чем качественнее и убедительнее претендент изобразит неспособность к нормальной жизнедеятельности, тем выше вероятность установления группы инвалидности.

Первоначально комиссию проводит региональное бюро. Не переживайте, даже если вы неудачно прошли МСЭ, решение можно обжаловать.

Заявление о несогласии с результатом подается:

  • в главное бюро;
  • в Федеральное бюро;
  • в суд.

Обязательно! Соблюдайте последовательность шагов. Первое решение обжалуется в главном бюро, если результат не устраивает, следующее обращение следует в Федеральное бюро. Суд – последняя инстанция.

Группы и степени инвалидности

Основными критериями для определения ограниченности к нормальной жизнедеятельности выступают отличительные признаки, характеризующие заболевание или увечье.

Критерии определения групп инвалидности различны, не всегда можно однозначно определить к какой категории относится пациент. Эксперты рассматривают множество факторов, прежде чем установить пациенту определенный статус.

Таблица 1. Классификация существующих групп и критериев инвалидности.

Группы Ребёнок-инвалид
Первая Вторая Третья
Полная утрата способностей к труду. Важные функции организма нарушены критически. Невозможность самообслуживания. Жизнедеятельность требует постоянной сторонней помощи. Невозможность нормально трудиться. Для выполнения работы требуются специальное оборудование или условия. Нарушения функций значительно выражены, но постоянный уход не требуется. Трудоспособность сохраняется, но здоровье не позволяет выполнять работы по прежней квалификации, либо продолжение деятельности требует сокращения объёмов. Стойкие нарушения функций организма, вызванные болезнью или травмой в детстве, врожденным физическим или психическим недостатком.

Для определения групп комиссией оцениваются степени нарушений по нескольким видам основных показателей:

  • Трудовая деятельность;
  • Поведенческий контроль;
  • Пространственная ориентация;
  • Способность обучаться;
  • Навыки общения;
  • Самостоятельность в обслуживании личных нужд;
  • Способность к передвижению.

Инвалидность назначается при ярко-выраженных нарушениях во всех либо отдельных видах деятельности.

Степени ограничений отличаются от групп инвалидности по нумерации. При определении категории специалисты учитывают совокупность всех отклонений от нормы. Если первая группа инвалидности – самая тяжелая, то 1 степень нарушения, наоборот считается лёгкой.

Таблица 2. Характеристики степеней.

Функция I степень II степень III степень
Труд Самостоятельно, с ограничением объёмов. Самостоятельно, с применением вспомогательных средств. С посторонней помощью или полная утрата работоспособности.
Поведение Редкие возникновения затруднений самоконтроля. Незначительное снижение оценки окружающей действительности. Отсутствие самоконтроля, зависимость от посторонней помощи.
Ориентация Нормальное восприятие окружающей обстановки, иногда требуются дополнительные средства или помощь. Специальные средства и посторонняя помощь требуются часто, но способности не утрачены. Полная дезориентация, постоянно требуется сторонний контроль.
Обучение Способность к усвоению знаний и навыков сохраняется, но иногда требуются специальные методики. Требуются особые образовательные программы, дополнительные средства к обучению. Освоение программ на дому или в специализированных заведениях. Отсутствие способностей. Возможно усвоение только самых элементарных навыков в отдельных видах деятельности.
Общение Снижение темпов, объёмов получения и передачи информации. Иногда требуются дополнительные средства. Частичная возможность общаться, часто требуется посторонняя помощь или специальная аппаратура. Полная утрата возможностей. Постоянно требуется помощь других людей.
Самообслуживание Незначительное снижение физических возможностей, способности сохраняются, но требуют больше времени на выполнение действий. Частичное обслуживание своих нужд. Иногда требуется посторонняя помощь или специальные средства. Полная зависимость от посторонней помощи.
Передвижение Способности сохраняются, иногда требуются длительные промежутки времени или дополнительные приспособления. Передвижение возможно с помощью сопровождающего или используя дополнительные средства. Возможность отсутствует, для перемещения требуется специальная помощь.

Существует ещё IV степень, но она отдельно не рассмотрена в Приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 декабря 2015 г. N 1024н “О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы”. Эта степень определяется крайней выраженностью отсутствия физических и психических возможностей и не требует отдельного пояснения.

Установка группы

При определении инвалидности ребёнку, медицинское освидетельствование проводится с учётом возрастных категорий, на основании ограничений II степени.

  1. Первая группа – при характерных отклонениях в здоровье по IV степени. Это самая тяжелая форма ограничения жизнедеятельности.
  2. Вторая группа – характерные отклонения, согласно III степени. Нарушения ярко выражены, но гражданин способен к осуществлению жизнедеятельности. Многие пациенты, при освидетельствовании, настаивают, чтобы им не устанавливали инвалидность II группы, для сохранения возможности полноценно трудиться.
  3. Третья группа – при выраженных формах отклонений, основывается на показателях II степени. Иногда включает и более тяжелые варианты показателей, если в совокупности их недостаточно для установления II группы.

Переосвидетельствование

После первого прохождения комиссии МСЭ присвоенная группа сохраняется за инвалидом на определенный срок:

  • 2 года – первая группа;
  • 1 год – вторая и третья группы;
  • 1, 2, 5 лет или до совершеннолетия – детям.

К концу срока необходимо проходить переосвидетельствование по I – III группам, а ребёнку не менее 1 раза за всё время.

По собственному желанию инвалид может обратиться ранее, если показатели здоровья ухудшились или улучшились и гражданин считает, что установленная группа уже не соответствует заявленной.

Инвалидность может быть присвоена «бессрочно» или до 18-летия ребёнка после второго или последующих переосвидетельствований.

При несогласии с решением комиссии, затраченное время на повторные обращения может лишить вас положенных надбавок к пенсии и дополнительных компенсаций. Все начисления производятся с момента установления определённой категории. Состав предоставляемых льгот и пенсионные суммы для каждой группы различаются, поэтому будьте очень внимательны при подготовке к прохождению МСЭ.

catad_tema Педиатрия — статьи СтатьиКомментарии

Опубликовано в журнале: «ПРАКТИКА ПЕДИАТРА»; июнь; 2016; стр. 71-75. Е.А. Столярова, начальник юридического отдела ГБУЗ «ГП № 3 ДЗМ»

Ключевые слова: инвалидность, критерии установления инвалидности, ребенок-инвалид Keywords: disability, criteria of establishment of disability, a child with a disability

2 февраля 2016 года вступил в силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». Данный приказ был принят вместо аналогичного документа № 664н от 29.09.2014, который пришлось отменить из-за многочисленных обращений и жалоб. Многие тяжелобольные люди, в первую очередь дети, не могли быть признаны инвалидами и, соответственно, не получали надлежащую реабилитацию и лечение.

Новым приказом конкретизированы подходы к оценке степени выраженности нарушенных функций организма и критерии установления инвалидности, в том числе детям, уточнены формулировки, что позволит исключить их неодинаковое толкование в различных регионах.

Как следует из приказа № 1024н, классификации, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основные виды стойких расстройств функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности, а также основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий. Критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы, определяют основания установления групп инвалидности (категории «ребенок-инвалид»).

К основным видам стойких расстройств функций организма человека относятся:

нарушения психических функций (сознания, ориентации, интеллекта, личностных особенностей, волевых и побудительных функций, внимания, памяти, психомоторных функций, эмоций, восприятия, мышления, познавательных функций высокого уровня, умственных функций речи, последовательных сложных движений); </li> нарушения языковых и речевых функций (устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия), письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи; нарушение голосообразования); </li> нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной, вибрационной и других видов чувствительности, вестибулярной функции, боль); </li> нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций (движения головы, туловища, конечностей, в том числе костей, суставов, мышц; статики, координации движений); </li> нарушения функций сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма, системы крови и иммунной системы, мочевыделительной функции, функции кожи и связанных с ней систем; </li> нарушения, обусловленные физическим внешним уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству; аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов; нарушение размеров тела). </li>

Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, оценивается в процентах и устанавливается в диапазоне от 10 до 100 с шагом в 10%.

Выделяются 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека:

Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, устанавливается в соответствии с количественной системой оценки. Если классификациями и критериями не предусмотрена количественная оценка степени выраженности стойких нарушений той или иной функции организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, имеющимися у освидетельствуемого лица, то степень выраженности стойких нарушений функций организма человека в процентном выражении устанавливается федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы исходя из клинико-функциональной характеристики заболеваний, последствий травм или дефектов, обусловивших вышеуказанные нарушения, характера и тяжести осложнений, стадии, течения и прогноза патологического процесса.

При наличии нескольких стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, отдельно оценивается и устанавливается степень выраженности каждого из таких нарушений в процентах. Сначала устанавливается максимально выраженное в процентах нарушение той или иной функции организма человека, после чего определяется наличие (отсутствие) влияния всех других имеющихся стойких нарушений функций организма человека на максимально выраженное нарушение функции организма человека. При наличии указанного влияния суммарная оценка степени нарушения функции организма человека в процентном выражении может быть выше максимально выраженного нарушения функций организма, но не более чем на 10%.

Приказ № 1024н выделяет следующие основные категории жизнедеятельности человека:

Также выделяются 3 степени выраженности ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности человека:

Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека.

Приказом также закреплено, что критерием для установления инвалидности является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100%), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению II или III степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или I степени выраженности двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.

Критерии для установления групп инвалидности применяются после установления гражданину инвалидности.

Критерием для установления первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 90 до 100%), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80%), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Критерием для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 60%), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Категория «ребенок-инвалид» устанавливается при наличии у ребенка II, III либо IV степени выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 100%), обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.

Таким образом, по сравнению с ранее действовавшим документом, приказ №1024н от 17.12.2015:

более конкретизирует подходы к оценке степени выраженности нарушенных функций организма и критерии установления инвалидности, в том числе детям; </li> содержит обновленное приложение к классификациям и критериям, содержащее количественную систему оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в процентах (в частности, в него включены такие заболевания и дефекты, встречающиеся у детей, как инсулинозавизимый сахарный диабет, протекающий в детском возрасте, расщелина губы и неба (заячья губа и волчья пасть), фенилкетонурия, бронхиальная астма, протекающая в детском возрасте); </li> уточняет количественные оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма, обусловленных указанными заболеваниями, в зависимости от их формы и тяжести течения; </li> более подробно излагает нарушения функций, обусловленные такими заболеваниями, встречающимися у детей, как муковисцидоз, врожденные пороки развития, в том числе пороки сердца, костно-мышечной системы (врожденный вывих бедра, косолапость и т. д), ЦНС (в том числе и гидроцефалия), хроническая почечная недостаточность и т. д. </li> 21 июля 2016 г.

Комментарии

(видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ) Если Вы медицинский специалист, войдите или зарегистрируйтесь Связанные темы: Педиатрия — статьиЗначение хронодиагностики и хронотерапии для оптимизации лечения детей с заболеваниями сердечно-сосудистой системыОценка эффективности применения гопантеновой кислоты у детей с задержкой психического развитияПрименение деанола ацеглумата при лечении неврастении у подростков со школьной дезадаптацией​ Что такое «Кидз (Kidz) Умная омега»​Новые возможности для детей и подростков с ДЦПЭффективность Канефрона Н у детей с дизметаболической нефропатией с оксалатно-кальциевой кристаллуриейРезультаты лечения детей с хроническим тонзиллитом препаратом Тонзилгон НОсень в практике участкового педиатра. Сезонные проблемы. Пути решенияРасстройства баланса натрия и его коррекция у детей с тяжелой сочетанной травмойТактика ведения детей с затяжным кашлемКонцепция профилактики респираторных инфекций у часто болеющих детей

Данный документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 01.01.2021, установленное ФЗ от 31.07.2020 N 247-ФЗ.Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 26.11.2020) «О порядке и условиях признания лица инвалидом»Форма согласия гражданина на направление на медико-социальную экспертизу утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.(п. 15 в ред. Постановления Правительства РФ от 16.05.2019 N 607)(см. текст в предыдущей редакции)(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.08.2015 N 805)(см. текст в предыдущей редакции)Гражданин, находящийся на лечении в стационаре в связи с операцией по ампутации (реампутации) конечности (конечностей), имеющий дефекты, предусмотренные пунктами 14 и (или) 15 приложения к настоящим Правилам, нуждающийся в первичном протезировании, направляется на медико-социальную экспертизу в срок, не превышающий 3 рабочих дней после проведения указанной операции.(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 04.06.2019 N 715)В направлении на медико-социальную экспертизу медицинской организацией указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, сведения о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы, и проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий.(в ред. Постановления Правительства РФ от 16.05.2019 N 607)(см. текст в предыдущей редакции)Форма и порядок заполнения направления на медико-социальную экспертизу медицинской организацией утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации.(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 16.05.2019 N 607; в ред. Постановления Правительства РФ от 04.06.2019 N 715)(см. текст в предыдущей редакции)Перечень медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы, утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации.(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 21.06.2018 N 709)Форма и порядок заполнения направления на медико-социальную экспертизу, выдаваемого органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения, утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.06.2019 N 715)(см. текст в предыдущей редакции)18. Медицинские организации, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, а также органы социальной защиты населения несут ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.08.2015 N 805)(см. текст в предыдущей редакции)19. В случае если медицинская организация, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный или уполномоченный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно.(в ред. Постановлений Правительства РФ от 06.08.2015 N 805, от 10.08.2016 N 772)(см. текст в предыдущей редакции)Специалисты бюро проводят осмотр гражданина и по его результатам составляют программу дополнительного обследования гражданина и проведения реабилитационных или абилитационных мероприятий, после выполнения которой рассматривают вопрос о наличии у него ограничений жизнедеятельности.(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.08.2015 N 805)(см. текст в предыдущей редакции)(п. 19(1) в ред. Постановления Правительства РФ от 16.05.2019 N 607)(см. текст в предыдущей редакции)19(2). Направление на медико-социальную экспертизу, оформленное медицинской организацией, и сведения о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы, в течение 3 рабочих дней со дня оформления направления на медико-социальную экспертизу передаются медицинской организацией в бюро в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием информационных систем, предусмотренных пунктом 19(3) настоящих Правил, а при отсутствии доступа к таким информационным системам — на бумажном носителе.В случае если переданное медицинской организацией в бюро направление на медико-социальную экспертизу не содержит данных о результатах проведения полного объема медицинских обследований по перечню медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы, предусмотренному абзацем пятым пункта 16 настоящих Правил, бюро в течение 3 рабочих дней со дня получения такого направления возвращает его в медицинскую организацию с письменным обоснованием причин возврата для устранения выявленных недостатков тем же способом, каким было получено.(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 26.11.2020 N 1942)Медицинская организация в течение 14 рабочих дней со дня поступления возвращенного направления на медико-социальную экспертизу дополняет его сведениями о результатах медицинских обследований, в случае необходимости проводит необходимые медицинские обследования и осуществляет его обратную передачу в бюро с уведомлением гражданина (его законного или уполномоченного представителя), в том числе с возможностью использования федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 26.11.2020 N 1942)Направление на медико-социальную экспертизу, оформленное органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения, в течение 3 рабочих дней со дня его оформления передается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения в бюро в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием государственных информационных систем в соответствии с порядком информационного взаимодействия в целях проведения медико-социальной экспертизы между органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения и бюро, утверждаемым Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, а при отсутствии доступа к таким информационным системам — на бумажном носителе.Формирование и передача направления на медико-социальную экспертизу в бюро, передача сведений о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы в бюро, и возврат бюро в медицинскую организацию направления на медико-социальную экспертизу, в случае если оно не содержит полного объема медицинских обследований по перечню медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы, предусмотренному абзацем пятым пункта 16 настоящих Правил, а также формирование и передача в медицинскую организацию сведений о результатах проведенной медико-социальной экспертизы в форме электронного документа или на бумажном носителе осуществляются с учетом требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных и соблюдением врачебной тайны.(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.11.2020 N 1942)(см. текст в предыдущей редакции)(п. 19(2) введен Постановлением Правительства РФ от 16.05.2019 N 607)19(3). Направление на медико-социальную экспертизу в форме электронного документа, сформированное в соответствии с пунктом 19(1) настоящих Правил, передается в бюро с использованием медицинских информационных систем медицинских организаций, государственных информационных систем в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, федеральной государственной информационной системы «Единая автоматизированная вертикально-интегрированная информационно-аналитическая система по проведению медико-социальной экспертизы» в соответствии с порядком информационного взаимодействия в целях проведения медико-социальной экспертизы между медицинскими организациями и бюро, утверждаемым Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации.(п. 19(3) введен Постановлением Правительства РФ от 16.05.2019 N 607)19(4). В случае если проведение медико-социальной экспертизы необходимо в целях, предусмотренных подпунктами «и»,»м», «н» и «о» пункта 24(1) настоящих Правил, а также в случаях, предусмотренных абзацами вторым и четвертым пункта 34 настоящих Правил, направление на медико-социальную экспертизу не требуется.В этих случаях гражданин (его законный или уполномоченный представитель) подает в бюро заявление о проведении медико-социальной экспертизы на бумажном носителе или в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».(п. 19(4) введен Постановлением Правительства РФ от 16.05.2019 N 607) Открыть полный текст документа << II. Условия признания гражданина инвалидомIV. Порядок проведения медико-социальной экспертизы гражданина >>

Попытка внести большую объективность при определении группы инвалидности сделана, но все равно многое оставлено на усмотрение конкретной комиссии.

den_invalidov07.jpgФото с сайта www.ampgirl.su

Медико-социальная экспертиза (МСЭ) – обязательная процедура при получении инвалидности. Именно эта комиссия определяет трудоспособность человека, льготы и размер пенсии. Мнения экспертов часто не совпадают с мнениями инвалидов и их близких – есть много заявлений о том, что пациенту присвоили слишком «легкую» группу.

До сих пор специалисты МСЭ руководствовались разрозненными документами для оценки степени нарушений в организме, а также собственными воззрениями на тот или иной случай. С нового года действуют новые стандарты медико-социальной экспертизы, единые для всех регионов Российской Федерации.

Новый приказ Министерства труда и социальной защиты «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» выпущен для того, чтобы сделать процедуру более понятной, объективной, и он устанавливает более четкие количественные показатели оценки степени нарушений в организме человека.

В приказе №664н выделены четыре степени стойких нарушений функций организма, обусловленных заболеваниями или последствиями травм.

При I степени у человека наблюдаются стойкие незначительные нарушения функций в диапазоне 10–30% (при таких нарушениях присвоение пациенту группы инвалидности не предусмотрено). При II степени – стойкие умеренные нарушения в диапазоне 40–60%. При III степени – стойкие выраженные нарушения в диапазоне 70–80%. При IV степени – стойкие значительно выраженные нарушения функций в диапазоне 90–100%.

Также в этом документе оговаривается и степень ограничения жизнедеятельности пациента по нескольким категориям – учитывается его способность самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться и обучаться, контролировать свое поведение и работать. Именно по этим двум критериям – степени нарушений функций организма и степени ограничений в жизнедеятельности – пациенту будет присваиваться группа инвалидности.

Приказ Министерства труда о МСЭ комментирует руководитель консультативно-правового отдела Санкт-Петербургской ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов (ГАООРДИ) Ольга Безбородова:

– С точки зрения юриспруденции мало что изменилось. По-прежнему весь механизм оформления инвалидности регламентируется Министерством труда и порядком, который утверждается правительством Российской Федерации. Министерство труда разрабатывает методические материалы.

Что касается содержания, то да, сделана попытка ввести более объективные медицинские критерии, по которым человеку может быть присвоена та или иная группа инвалидности. Хотя сама форма прохождения медико-социальной экспертизы не претерпела изменения.

Но есть определенные проблемы. Например, если человеку по ИПР полагается техническое средство реабилитации, помогающее ему передвигаться, то 1-ю группу он уже не получит. Если говорить о неврологии, то чтобы человеку теперь дали 1-ю группу, он должен просто лежать да еще сотрясаться в эпилептических приступах. То есть, если эпилептических припадков нет, то дадут уже 2-ю группу.

Интересно, люди, которые эти правила разрабатывают, представляют себе, каково существовать человеку с диплегией при той социальной поддержке, которая по этим новым правилам ему предоставляется? Введено множество дополнительных критериев: например, при сердечной недостаточности инвалидность дают теперь в зависимости от того, насколько нарушено кровообращение.

Недавно ко мне приходила женщина, у ребенка которой была 1-я группа инвалидности, а теперь ему поставили 2-ю. Одна из причин – ребенок адаптирован в своей комнате. Но ведь что это значит? Это значит, что ребенок адаптирован только в своей комнате – то есть, простите, когда ему нужно в туалет, он уже не адаптирован. Но МСЭ уже посчитала его адаптированным. Но так можно сказать и про лежачего, что он на своей кровати адаптирован – притом, что у него могут быть нарушены связи с внешним миром.

Собственно, все подробности изложены в приложении к приказу №664н, которое называется «Классификация критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы». В этом приложении к новому приказу очень много привязок к конкретным заболеваниям. Раньше этого не было. Но что делать людям, которые некоторые функции утратили, но точный диагноз врачи им установить не могут? Еще подробно расписана вся клиническая симптоматика. И человек должен все это очень хорошо выучить, чтобы знать, какой диагноз ему должны поставить врачи для получения им той или иной группы инвалидности.

Да, такая привязка к диагнозам – это попытка придать решениям МСЭ более объективный характер. До сих пор слишком многое зависело от субъективного решения тех или иных людей в комиссии. Но в тексте есть ряд фраз, которые не могут указывать на объективные параметры. Например, «адекватно проводимое лечение». Для одного врача адекватен один метод лечения, для другого – другой. Было бы еще понятно, если бы присутствовала фраза «согласно принятым медицинским стандартам». Или еще пример: словосочетание «частично адаптирован». Частично – это насколько? «Умеренное нарушение функций кровообращения» – где прописано, что это значит? Нет здесь четких критериев. Их и не может быть – ведь у каждого человека это все очень индивидуально.

Итак, попытка внести большую объективность при определении группы инвалидности сделана, но в результате все равно многое оставлено на усмотрение конкретной комиссии. То есть с юридической точки зрения не произошло усиления правовой позиции человека, претендующего на инвалидность.

При изучении приложения к приказу бросается в глаза то, что степень подробности рассмотрения каждой группы заболеваний зависит от того, насколько в каждом конкретном случае были задействованы в работе над документом профильные специалисты. Например, пульмонологи поработали на совесть и защитили своих клиентов. А вот врожденные генетические заболевания практически обойдены в приложении стороной. Что это может значить? Что если то или иное заболевание не прописано в этом приложении, то человеку, им страдающему, могут вообще не дать инвалидность.

И вот что интересно: указано, что одна из причин, по которой человека могут признать инвалидом – алкогольная этиология. То есть человек может добровольно и планомерно годами доводить себя до этого состояния, и ему еще и инвалидность дадут – 2-я группа ему обеспечена. Такой акцент именно на алкоголизме – тоже новшество. Непонятно, почему выделяется именно эта группа людей – ведь если человек уже утратил какую-то функцию организма, не так важно, из-за чего это произошло – из-за чрезмерного употребления алкоголя или в результате автомобильной аварии.

– Какие, на ваш взгляд, недостатки у нынешней формы прохождения МСЭ? – Во-первых, очень низкий уровень профессионализма – профессионалы, которые любят свою работу, не идут работать в эти бюро.

Во-вторых, то, что гражданин остается один на один с комиссией, то есть попадает в стрессовую ситуацию.

В-третьих, когда гражданин собирается на комиссию, ему никто толком не говорит, какие документы нужно принести с собой. На самом деле, можно представить на рассмотрение комиссии любые документы, какие человеку кажутся важными для получения инвалидности, а не только то, что написал врач в поликлинике.

И еще мало кто знает, что человек имеет право на дополнительное прохождение специалистов – ведь в комиссии специалиста определенного профиля может и не быть. Например, на комиссию приходит человек с генетическим заболеванием, а в составе комиссии генетика нет. Но как можно в данном случае что-то решать без генетика?

В-четвертых, комиссия делает выводы, в том числе, и в зависимости от количества обращений гражданина в медицинские учреждения. Но ведь и очень тяжелый инвалид может обращаться туда редко.

Судебная практика в сфере обжалования решений МСЭ на сегодняшний день крайне бедна, потому что очень мало независимых экспертов, имеющих право на выдачу соответствующих заключений. В Санкт-Петербурге лично я знаю одного такого специалиста – врача-генетика. Причем соответствующую лицензию ему выдали в Нижнем Новгороде. То есть решение МСЭ нам предлагают оспаривать, передав дело другому составу специалистов из той же самой системы. Но отсутствие альтернативы – это нонсенс.

– Как вам кажется, в каком направлении должно двигаться законотворчество в вопросах, касающихся инвалидов? – Если стоит задача улучшить качество жизни инвалидов, то надо обеспечить их нормой права, при которой они могут быть спокойны за необходимую им социальную поддержку. Вот это нужно делать на законодательном уровне. И нужно, чтобы медицина и социальная защита работали вместе. А пока что в результате появления нового приказа Министерства труда снижается уровень инвалидизации. Соответственно, меньше бюджетных средств тратится на меры социальной поддержки населения.

Вам важно, чтобы разговор на эту тему продолжился? Поддержите портал!

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Используемые источники:

  • https://freelawyer.guru/sotszashhita/gruppy-invalidnosti.html
  • https://medi.ru/pp/2016/06/12120/
  • http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_58610/97a2c614bb47790969a7053c934f238120ee33ef/
  • https://www.miloserdie.ru/article/novye-standarty-mediko-socialnoj-ekspertizy-snizhayut-uroven-invalidizacii/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий