Статья 11. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида / КонсультантПлюс

Ответственный — Департамент по делам инвалидов

Врио Директора — Лигомина Дмитрий Витальевич

Телефон/факс — +7 (495) 870-67-96, +7 (495) 587-88-89 (доб. 1301)

Inv.jpg;

инфографика

Ответственный исполнитель Программы

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

Участники Программы

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации,

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям,

Федеральное медико-биологическое агентство,

Фонд социального страхования Российской Федерации,

Министерство просвещения Российской Федерации,

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации,

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации,

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации,

Министерство транспорта Российской Федерации,

Министерство финансов Российской Федерации,

Министерство спорта Российской Федерации,

Министерство культуры Российской Федерации,

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации,

Министерство здравоохранения Российской Федерации,

Пенсионный фонд Российской Федерации,

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии,

Федеральная служба государственной статистики

Подпрограммы Программы

подпрограмма 1 «Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения»;

подпрограмма 2 «Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов»;

подпрограмма 3 «Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы»

Цель Программы

создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни

Задачи Программы

обеспечение равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам, включая обеспечение равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству инвалидов;

обеспечение объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы

Целевые индикаторы и показатели Программы

показатель 1 «Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов»;

показатель 2 «Доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов»;

показатель 3 «Доля субъектов Российской Федерации, сформировавших систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, соответствующую типовой программе субъекта Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации»;

показатель 4 «Доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (взрослые)»;

показатель 5 «Доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (дети)»;

показатель 6 «Доля занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста в Российской Федерации»

Этапы и сроки реализации Программы

2011 — 2025 годы, в том числе:

I этап — 2011 — 2012 годы;

II этап — 2013 — 2015 годы;

III этап — 2016 — 2018 годы;

IV этап — 2019 — 2020 годы;

V этап — 2021 — 2025 годы

Объемы бюджетных ассигнований Программы

общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов составляет 702312949,4 тыс. рублей, в том числе:

на 2011 год — 33003378 тыс. рублей;

на 2012 год — 30025336,3 тыс. рублей;

на 2013 год — 33331917,2 тыс. рублей;

на 2014 год — 35589924,4 тыс. рублей;

на 2015 год — 41087160,8 тыс. рублей;

на 2016 год — 38553312,2 тыс. рублей;

на 2017 год — 47448769,1 тыс. рублей;

на 2018 год — 50794059,5 тыс. рублей;

на 2019 год — 53799240 тыс. рублей;

на 2020 год — 54567225,4 тыс. рублей;

на 2021 год — 55663225,3 тыс. рублей;

на 2022 год — 56289725,3 тыс. рублей;

на 2023 год — 56933225,3 тыс. рублей;

на 2024 год — 57613225,3 тыс. рублей;

на 2025 год — 57613225,3 тыс. рублей

из них:

объем бюджетных ассигнований федерального бюджета составляет 702312949,4 тыс. рублей, в том числе:

на 2011 год — 33003378 тыс. рублей;

на 2012 год — 30025336,3 тыс. рублей;

на 2013 год — 33331917,2 тыс. рублей;

на 2014 год — 35589924,4 тыс. рублей;

на 2015 год — 41087160,8 тыс. рублей;

на 2016 год — 38553312,2 тыс. рублей;

на 2017 год — 47448769,1 тыс. рублей;

на 2018 год — 50794059,5 тыс. рублей;

на 2019 год — 53799240 тыс. рублей;

на 2020 год — 54567225,4 тыс. рублей;

на 2021 год — 55663225,3 тыс. рублей;

на 2022 год — 56289725,3 тыс. рублей;

на 2023 год — 56933225,3 тыс. рублей;

на 2024 год — 57613225,3 тыс. рублей;

на 2025 год — 57613225,3 тыс. рублей;

объем бюджетных ассигнований бюджетов государственных внебюджетных фондов за счет средств межбюджетных трансфертов из федерального бюджета составляет 292832006,1 тыс. рублей, в том числе:

на 2014 год — 8999525,8 тыс. рублей;

на 2015 год — 11082759,1 тыс. рублей;

на 2016 год — 15365896,3 тыс. рублей;

на 2017 год — 24125126,2 тыс. рублей;

на 2018 год — 26474603,6 тыс. рублей;

на 2019 год — 28826799,3 тыс. рублей;

на 2020 год — 28826799,3 тыс. рублей;

на 2021 год — 28826799,3 тыс. рублей;

на 2022 год — 29253299,3 тыс. рублей;

на 2023 год — 29896799,3 тыс. рублей;

на 2024 год — 30576799,3 тыс. рублей;

на 2025 год — 30576799,3 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

увеличение доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов (до 61,8 процента к 2025 году);

увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов (до 64,9 процента к 2025 году);

увеличение доли субъектов Российской Федерации, сформировавших систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, соответствующую типовой программе субъекта Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации (до 100 процентов к 2024 году);

увеличение доли инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (взрослые) (до 76,9 процента к 2025 году);

увеличение доли инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (дети) (до 78,8 процента к 2025 году);

увеличение доли занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста в Российской Федерации (до 51,7 процента к 2025 году)

Среди 146-миллионного населения Российской Федерации 9% граждан имеют инвалидность, у многих она диагностирована с детства. Это ставит перед государством и обществом сложные задачи адаптации этих людей в современную жизнь. Для этого в 2008 году была разработана Программа «Доступная среда» для инвалидов. Действие ее впоследствии было продлено до 2025 года.

Рассмотрим ее основные параметры, а также промежуточные итоги реализации по состоянию на  2021 год.

Законодательная база

FTSP-Dostupnaya-sreda-300x147.pngФедеральную целевую программу «Доступная среда» (ФЦП) впервые утвердили распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года. В основу ее разработки была положена конвенция о правах инвалидов от 13.12.2006.

Внедрение в практику заявленных мероприятий и приоритетов показало, что достичь целей в краткие сроки не получится. К усовершенствованию программы, корректировке ее текста Правительство РФ возвращалось еще дважды.

Были изданы документы, продлевающие действие программы, а также корректирующие и конкретизирующие задачи исполнителей:

  • Распоряжение от 21.07.2014 № 1365;
  • Постановление от 01.12.2015 № 1297;
  • Распоряжение Правительства РФ от 23.02.2018 г. № 308-р

Указанные правительственные акты регулируют деятельность органов местного и федерального уровня по созданию доступной среды для инвалидов.

В регионах создаются собственные программы, имеющие ту же цель. Их финансирование происходит из бюджета субъекта федерации.
Скачать для просмотра и печати

Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008г.

Распоряжение Правительства РФ №1365-Р

Постановление Правительства Российской Федерации (ПП РФ) № 1297 от 01.12.15 г.

Этапы программы

Так как мероприятия реализуются уже довольно длительное время, то некоторые этапы считаются выполненными, другие либо действуют сейчас, либо ждут своей очереди.

В настоящее время программа включает пять этапов:

  1. 2011-1012 годы. В этот период создавалась нормативно-правовая база, которая ныне предоставляет возможности для:
    • реализации мероприятий;
    • инвестирования средств в конкретные объекты.
  2. 2013-2015 годы. Создание материальной базы за счет федеральных средств. А именно:
    • строительство, реконструкция центров реабилитации;
    • их оснащение необходимыми техническими средствами;
    • приобретение специального оборудования для учреждений:
      • здравоохранения;
      • образования.
  3. 2016-2018 годы. Реализация основных задач программы. Контроль за внедрением заявленных целей и приоритетов. Корректировка взаимодействия:
    • федеральных и региональных ведомств;
  4. 2021 годы:
    • Проведение мониторинга эффективности проделанной работы.
    • Подведение итогов.
    • Анализ результатов.
    • Выработка решений по поводу дальнейшей деятельности в сфере создания условий для нормальной жизни граждан с ограниченными возможностями.
    • Финансирование регионов (на сумму до 400 млн р.) для оснащения реабилитационных центров.
  5. 2021-2025 годы:
    • отработка пилотных проектов по сопровождаемому проживанию, в том числе учебному (тренировочному), для обучения лиц с инвалидностью навыкам самостоятельной жизни; С 2021 г. ключевым направлением станет реабилитация. 18 субъектов РФ будет профинансировано из федерального бюджета для:
      • закупки оборудования в реабилитационные центры,
      • обучения специалистов,
      • разработки ИС.

Точный перечень мероприятий будет определяться в ходе бюджетирования в соответствующие бюджетные периоды.

Ответственным исполнителем программы заявлено Министерство труда и социальной защитыРФ. На это ведомство возложена задача по координации деяльности иных многочисленных исполнителей мероприятий. К примеру:

  • Министерства связи и массовых коммуникаций РФ;
  • Министерство образования и науки РФ:
  • Пенсионного фонда;
  • Фонда соцстрахования и других.

Цели и задачи ФЦП «Доступная среда»

Мероприятия задумывались для обеспечения:

  • равного доступа инвалидов к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
  • равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам;
  • объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы.

То есть ФЦП имеет три направления воздействия, сводящиеся к одному: преодолению разделения населения по критериям физических возможностей.

Заявленные цели

Цель мероприятий правительство видит в создании законодательных условий для того чтобы повысить уровень и качество жизни людей с ограничениями в социальной сфере на основании самостоятельной экономической активности.

Ожидаемые результаты:

  1. Увеличение количества инфраструктурных объектов для граждан с физическими отклонениями, в том числе:
    • реабилитационной направленности;
    • транспортных объектов;
    • социальной направленности.
  2. Выявление и анализ мнений граждан по проблемам инвалидов, ожидается рост числа лиц с ограниченными возможностями, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов.
  3. Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в субъектах РФ.
  4. Увеличение численности инвалидов, получивших реабилитационные и абилитационные мероприятия.
  5. Работа по подготовке кадровой базы специалистов по работе с инвалидами:
    • обучение;
    • стимулирование к профессиональной деятельности;
    • повышение квалификации.
  6. Трудоустройство граждан из числа лиц с физическими отклонениями.
  7. Обеспечение медучреждений специализированным оборудованием для обслуживания пациентов с ограниченными возможностями, увеличение численности бюро медико-социальных экспертиз.
Без поддержки населения эффективность программы окажется низкой. Необходима работа всего общества над реализацией госпрограммы.

Вопросы финансирования ФЦП

В области выделения средств программа основана на принципах софинансирования. То есть деньги выделяются из федерального и региональных бюджетов. В настоящее время действует следующее правило вливания средств из центра:

  1. Субъекты, с долей дотаций из федерального бюджета в последние три года на уровне 40% и ниже, получают на реализацию мероприятий ФЦП не более 95%;
    • к ним относятся: Республика Крым и г. Севастополь.
  2. Другие — не больше 70%.
В 2019 году на финансирование мероприятий была запланирована сумма в размере 50 683 114,5 тыс. руб. Для сравнения: ранее выделялось 47 935 211,5 тыс. руб.

Подпрограммы «Доступной среды»

Сложные задачи необходимо делить на сегменты, чтобы конкретизировать и детализировать их реализацию.

Для этого в ФЦП выделены следующие подпрограммы:

  1. Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. В том числе:
  • формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения барьеров во взаимоотношениях с другими людьми;
  • обеспечение доступности инвалидов к объектам и услугам в наиболее важных сферах жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения (социальная защита, здравоохранение, культура, образование, транспорт, информация и связь, физическая культура и спорт);
  •  формирование методической базы по обеспечению доступности к приоритетным объектам и услугам инвалидов.
  1. Совершенствование комплексной системы реабилитации и абилитации инвалидов. А именно:
    • определение потребности инвалидов в реабилитационных и абилитационных мероприятиях;
    • формирование условий для повышения уровня профессионального развития и занятости инвалидов;
    • формирование и поддержание нормативно-правовой и методической базы по организации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов. Особое внимание планируется уделить детям-инвалидам;
    • формирование условий для развития комплексной системы реабилитации и абилитации инвалидов;
    • формирование современной отрасли по производству товаров для лиц с ограниченными возможностями.
  2. Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы:
    • выработка и внедрение объективных методик медэкспертизы;
    • повышение доступности и качества предоставление государственной услуги медико-социальной экспертизы.
К 2016 году доля объектов, доступных для инвалидов, увеличилась до 45% (для сравнения показатель 2010 г. — 12%). За пятилетие своего существования программа позволила модернизировать под нужды и физические возможности инвалидов свыше 18.000 социально значимых для них объектов.

Промежуточные итоги реализации ФЦП «Доступная среда»

Реализация такой сложной задачи, как доведение качества жизни инвалидов до уровня здорового гражданина, является трудоемким процессом.

Иной раз кажется, что полностью добиться заявленной цели не получится.

Однако действительность показывает сдвиги в общественном сознании в нужном направлении.

  1. Нормально функционируют предприятия, где трудятся инвалиды.
  2. В стране увеличилось количество центров реабилитации.
  3. В массовых мероприятиях люди с ограниченными возможностями принимают участие все активнее. Перестают стесняться увечий.
  4. На улицах больших и малых городов появились светофоры со звуковыми сигналами, таблички и указатели для инвалидов по зрению.
  5. Работают телеканалы с сурдопереводом.
  6. Платформы столичного метрополитена устроены с тем, чтобы в вагон могли спокойно заезжать колясочники.
  7. Звуковое оповещение об остановках внедряется на общественном транспорте и пр.
Другие федеральные программы тоже включают в себя элементы улучшения жизни инвалидов, профилактики появления на свет малышей с ограниченными возможностями. То есть правительство осуществляет комплексный подход к решению заявленных задач.
Важно: в октябре 2017 года российским Правительством был сделан еще один шаг на пути реализации указанных программ. В частности, контроль  и надзор за обеспечением доступности для лиц с инвалидностью объектов социальной инфраструктуры (средств связи) передан Роскомнадзору.

Что делается для детей-инвалидов

В Российской Федерации инвалидность имеет порядка 1,5 миллиона детей. Часть из них обучается в специализированных образовательных учреждениях (90%). А это, в свою очередь, создает преграды для их социальной адаптации.

Дети лишены возможности общаться со здоровыми сверстниками, что затрудняет нормальное восприятие их проблем подрастающим поколением без отклонений. Однако попытки организовать совместное обучение положительных результатов не показали.

В регионах развивают иные виды поддержки детей-инвалидов:

  1. В Тамбове реализуется местная программа по созданию безбарьерного образования. В нее включено порядка 30 школ, в которых проводится инклюзивное обучение.
  2. В некоторых регионах за счет местных бюджетов:
    • постоянно приобретается и направляется в школы специализированное оборудование;
    • проводится реконструкция зданий с тем, чтобы облегчить их использование детьми с ограниченными возможностями.
  3. Централизованно организована подготовка кадров для работы с такими гражданами в области:
    • логопедии;
    • олигофренопедагогике;
    • сурдопедагогике и других.
Дети страдают от осознания своей неполноценности больше, чем взрослые. Одна ободряющая улыбка или слово незнакомого человека значит для такого ребенка намного больше, чем вся активная деятельность чиновников.

Промежуточные успехи регионов

На уровне субъектов федерации тоже идет работа по созданию для людей с ограничениями достойных условий.

Например:

  1. В некоторых районах столицы строятся здания, адаптированные для жизни инвалидов-колясочников. Дома снабжены широкими подъемниками, нестандартными дверными проемами. Туалеты и ванные комнаты в квартирах обустроены специализированными приспособлениями, позволяющими инвалидам самостоятельно пользоваться удобствами.
  2. В Улан-Удэ спроектирован целый жилой дом для людей с ограниченными возможностями.

Здание адаптировано для удовлетворения нужд инвалидов.

Последние изменения

Внесены изменения в подпрограмму о совершенствовании критериев качества МСЭ: дополнена возможностью проведения независимой оценки качества услуг, оказываемых федеральными учреждениями МСЭ. Также изменился порядок субсидирования региональных бюджетов в рамках данной программы и формула расчетов выделяемых субсидий.

Работа по социальной адаптации инвалидов продолжается. Нельзя сказать, что она близка к завершению. Сделать еще предстоит очень много. И не только правительству и ведомствам. От самих граждан как здоровых, так и ограниченных в возможностях тоже многое зависит.

В феврале 2018 г. произошло продление программы «Доступная среда» до 2025 г.

В июне 2019 г. была введена юридическая (административная) ответственность за невыполнении должностными лицами своих обязанностей по выдаче предписаний об устранении правонарушений в сфере соцзащиты инвалидов. В частности, изменены главы 23 и 28 КоАП РФ, определяющие процедуры рассмотрения и пресечения правонарушений в области обеспечения доступа инвалидов к социальным объектам и услугам.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Подписывайтесь на наши обновления!

В РФ имеется больше 15 млн лиц с ограниченными возможностями. Для них была разработана специальная федеральная программа, которая регламентирована законодательством. Она направлена на поддержку таких категорий граждан и их социализацию. В проект включены сразу несколько направлений, что позволяет разносторонне облегчить жизнь инвалидов.

Основной целью считается благоустройство городской инфраструктуры, которая должна удовлетворять всем требованиям.​​

Законы и нормативы по Программе «Доступная среда» для инвалидов в России

Впервые федеральная программа была разработана в 2008 году. После этого в нее вносились различные дополнения. Среди нормативных актов, которые уже утратили свою силу:

  • РП РФ № 1365;
  • ПП РФ № 1297, вынесенное в конце 2015 года;
  • РП РФ № 308-р.

Основой является специальная конвенция, устанавливающая дополнительный ряд прав инвалидов. Наиболее важным нормативным актом, который устанавливал все моменты, являлось Постановление Правительства РФ от 1.12.2015 N 1297. Оно было отменено 29 марта 2019 года в результате принятия ПП РФ N 363. Данный акт вступил в силу 16.04.2019. В настоящий момент именно он является основным регламентом.

Важно! Региональные и федеральные программы имеют различия, так как каждый субъект может дополнительно разработать свои нормативные акты, которые позволят группе граждан с ограниченными возможностями получить возможность более полноценно адаптироваться.

Ответственность за выполнение всех пунктов возложена на ряд государственных органов и министерств.

Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 N 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»

Приоритеты и цели Программы «Доступная среда» для инвалидов

В виде приоритета установленная социализация инвалидов, то есть создание всех условий, которые позволят лицам с ограниченными возможностями проще интегрироваться в общество и получить все условия для этого.

Инвалидность в России: цифры и факты

Список целей:

  • новые технологии для людей с ограниченными возможностями. К данной цели относится их разработка и внедрение;
  • получение медицинскими, санаторными и образовательными учреждениями современных техсредств, используемых в реабилитации;
  • создание мест для получения образования детям — инвалидам в учреждениях среднего и дошкольного типа;
  • увеличение числа передач телевизионного и радиотрансляционного характера, объектов спортивного типа и мест для туризма, которые приспособлены для лиц с ограничениями и небольшой мобильностью;
  • процесс разработки и внедрения актов нормативного типа, используемых для расширения доступности инвалидам ряда объектов общественного вида;
  • формирование механизмов стимуляции ряда организаций любого характера, которые участвуют в обеспечении доступа на социальные объекты для инвалидов;
  • формирование ряда принципов общего характера, используемых для внедрения процедур, разработки оборудования и работы с инфраструктурой для нужд инвалидов.

Читать так же:  Адресная социальная помощь

Главной целью, являющейся приоритетом, считается создание таких условий, которые позволят адаптировать инвалидов к условиям жизни в обществе и помочь им освоиться.

Инвалидность в России: цифры и факты

Сроки реализации программы

Реализация ФЦП разбита на несколько основных этапов, которые при необходимости корректируются нормативными актами. Общая продолжительность действия разработанной концепции рассчитана на 2011-2021 годы. Этапы:

  • 2011-2012 гг. Формирование законодательной базы;
  • 2013-2015 гг. Создание базы материального типа. Сюда входит модернизация объектов общественного использования специальными устройствами для лиц с ограниченными способностями и создание реабилитационного центра со всем необходимым;
  • 2016-2018 гг. Реализация ФЦП;
  • 2021 гг. Подведение итогов и разработка дальнейшего курса.

Ответственность за формирование и выполнение задач возложена на Минтруд, Пенсионный фонд, а также ряд министерств. Дополнительно с федеральными задачами работают региональные органы власти.

Правила, обеспечивающие доступность жилья для инвалидов

Правила регламентированы ПП РФ N 649. Они остаются стандартными при различных изменениях. Список правил:

  • наличие шероховатого покрытия на ступенях. Сюда входит отсутствие скользких мест, например, при входе устанавливают специальные резиновые коврики;
  • крыльцо оборудуется по всем стандартам, по которым присутствует освещение, стоки и ограждение от ветра или дождя;
  • площадь около подъезда оборудуется специальными пандусами бокового характера с выделением нижних и верхних ступеней с помощью цвета или фактуры;
  • на подъезде есть две таблички. Первая имеет обычный вид и включает информацию по дому и квартирам. Вторая требует наличия той же информации, передаваемой шрифтом Брайля;
  • площадка перед подъездом должна иметь разворот для колясочников;
  • если вход в подъезд имеет одну ступень, то она переоборудуется под пандус.

Есть ряд требований, которые должны соблюдаться в жилых помещениях с инвалидами. Сюда входит необходимость в жилой комнате, коридора в минимум 4 квадратных метра, совмещенного санузла. Любые проемы имеют пандусы съемного типа, а также установленные габариты.

Отдельными считаются требования, которые предъявляются к реабилитационным центрам или учебным учреждениям. Основные принципы:

  • небольшие по численности группы или классы, что позволяет больше заниматься индивидуально;
  • учебные места должны быть подготовлены с учетом физических ограничений каждого индивидуума;
  • разработка новых методик обучения, в том числе с использованием новых средств технического характера;
  • наличие в обязательном порядке специального медицинского оборудования.

Помещения оборудуются одноместными партами. Дополнительным фактором является наличие игровой специальной зоны.

Реабилитационные центры должны иметь раздельные спальни для разнополых детей или взрослых. Также должны быть кладовые, раздевалки и места для бытовых процедур, в частности стирки.

Учреждения школьного или дошкольного типа располагаются в зоне с достаточным озеленением и с удаленностью от промышленного объекта любого типа минимум в 3 км.

Постановление Правительства РФ от 09.07.2016 N 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов»

Читать так же:  Пособие по безработице в 2021 году

Существующие подпрограммы

В настоящий момент в ФЦП входит несколько подпрограмм, которые имеют федеральное значение и регламентированы действующим законодательством. У каждой подпрограммы есть свое направление.

Первая подпрограмма — это оценка доступности важных объектов и разработка повышения уровня. Состав мероприятий:

  • строительство и оборудование зданий общественного и жилого типа при учете нужд инвалидов;
  • переоснащение транспорта общественного характера;
  • использование светофоров и остановок ТС с наличием звукового сопровождения;
  • предоставление образования и возможностей для него;
  • увеличение финансирование спортивных учреждений, в частности паралимпийский направления;
  • создание ряда культурных мероприятий;
  • адаптация телевидения, например, использование сурдоперевода.

Подпрограмма № 1 имеет запланированный бюджет в виде 35 млрд рублей.

Подпрограмма № 2 имеет направление в виде повышения качества реабилитации и различных услуг. Кроме увеличения доступности разрабатываются условия для профподготовки, которая нужна для трудоустройства. Список мероприятий:

  • стимуляция работодателей в виде льготного налогообложения;
  • рассмотрение потребностей и запуск отраслей по необходимым товарам;
  • создание сети центров реабилитационного характера;
  • ввод в образование специальных уроков, которые позволяют сформировать адекватность в отношении лиц с ограничениями;
  • увеличение взаимоотношений между соцзащитой и центрами, которые занимаются профессиональной подготовкой и переподготовкой.

Бюджет данных целей равен 33,5 млрд рублей.

Третья подпрограмма является совокупностью целей, связанных с МСЭ. Она направлена на увеличение качества экспертиз и создания специальной базы диагностического характера. Вместе с внедрением современных технологий планируется увеличить независимость данной комиссии и создать советы из экспертов.

Реализация имеет бюджет в 103 млрд рублей.

Финансирование программы

Финансированием занимаются федеральные власти. Все необходимые средства выделяются из государственного бюджета. На региональные программы также средства выделяют из него.

Исключением являются собственные региональные программы, которые часть средств получают от государства, а часть со своего бюджета. Отдельные регионы также используют ряд мер, которые привлекают спонсоров и независимых инвесторов.

Порядок реализации

Все цели реализуются поэтапно. Весь порядок можно разделить на ряд последовательных действий:

  • разработка;
  • расчеты и внесение изменений при необходимости;
  • выделение средств на каждую цель с учетом необходимости и особенностей;
  • реализация всех предварительно согласованных условий по регионам.

На региональном уровне выбираются объекты и определенные цели, которые реализуются в порядке очереди.

На практике все выглядит следующим образом. После утверждения целей и выделения средств запускаются реализационные меры, которые при определенных корректировках, в результате новых законодательных актов, изменяются.

Региональные особенности

Кроме федеральной обязательной программы каждый субъект имеет дополнительные варианты. Среди них есть те, которые также финансируются из федерального бюджета.

«Доступная среда» в Хабаровском крае

Также каждый регион, который участвует в реализационном комплексе, выделяет собственные средства на ряд целей, в частности модернизацию объектов или жилых комплексов.

На региональном уровне также осуществляется привлечение спонсоров, которые получают льготные условия или ряд привилегий.

Важно! Субъект может иметь определенный вариант реализации, который отличен от ФЦП, но для этого используются средства региона.

Что сделано к 2021 году, планы и текущее финансирование программы

Стоит отметить, что ФЦП за все время действия позволила внести ряд изменений положительного типа в социализацию и адаптацию инвалидов. Среди выполненных мероприятий:

  • функционирование федерального реестра, в который вносят лиц после успешного завершения комиссии МСЭ в регионах. Этот реестр является информационным сервисом, который может предоставить не только все данные по изменениям, но и позволить пользоваться госуслугами в электронной форме;
  • городской общественный транспорт стал оборудоваться специальными устройствами;
  • увеличено число телевизионных каналов с использованием сурдоперевода и субтитров;
  • стали доступны медицинские учреждения даже при ограниченных возможностях. Этот момент относится и к специализированным клиникам;
  • образовательные учреждения стали оборудоваться под потребности детей с отклонениями;
  • стало возможным пройти переквалификацию при инвалидности с помощью специальных условий.

Читать так же:  Что такое социальный найм жилья?

Одними из наиболее важных моментов является качественное развитие МСЭ и создание специальных центров для реабилитации.

В целом меры принесли положительный результат, который позволяет инвалидам быстрее адаптироваться к обществу и получить необходимые условия для этого. 2019 год был этапом рассмотрения и корректировки ФЦП, которая на данный момент установлена до 2021 года. Именно на этот период рассчитан текущий процесс финансирования в целевом варианте.

Срок продления госпрограммы «Доступная среда»

На данный момент госпрограмма федерального значения рассчитана до 2021 года включительно. В связи с положительными результатами срок будет продлен. По различным данным продление будет осуществляться с новыми поправками.

Планируется продление до 2025 года включительно, но с ежегодным рассмотрением результатов и корректировками, в частности это касается региональной реализации.

Заключение

ФЦП является специальным направлением, позволяющим предоставить лицам с ограниченными возможностями все условия, которые будут удовлетворять специальным требованиям. Основной целью является социализация инвалидов и устранение большинства проблем, которые этому процессу мешают. Вся процедура установлена федеральным законодательством и реализуется в полном объеме.

Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.12.2020)(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида — комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.(часть первая в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 01.12.2014 N 419-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 01.12.2014 N 419-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)(в ред. Федеральных законов от 23.10.2003 N 132-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 01.12.2014 N 419-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.(в ред. Федеральных законов от 09.12.2010 N 351-ФЗ, от 01.12.2014 N 419-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)(часть восьмая введена Федеральным законом от 01.12.2014 N 419-ФЗ)Указанные органы и организации предоставляют информацию об исполнении возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида мероприятий в федеральные учреждения медико-социальной экспертизы по форме и в порядке, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.(часть девятая введена Федеральным законом от 01.12.2014 N 419-ФЗ) Открыть полный текст документа << Статья 10. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидуСтатья 11.1. Технические средства реабилитации инвалидов >>

Используемые источники:

  • https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/3/0
  • https://lgoty-vsem.ru/lgoty/programma-dostupnaya-sreda-dlya-invalidov.html
  • https://zakonoved.su/programma-dostupnaya-sreda.html
  • http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_8559/39e7183271506d96746be0b469231a3667a0ef5c/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий