Категории граждан, нуждающихся в социальной защите их выявление и регистр

Законодательство РФ передало региональным властям обязанность по заботе о малоимущих и некоторых иных категориях граждан. Таковым полагаются выплаты и субсидии разного размера. В законодательстве установлен также иной вид помощи за казенные деньги — натуральный. Таковой представляет собой выделение нужных в хозяйстве вещей и продуктов определенному гражданину.

Рассмотрим, кто может претендовать на натуральный вид соцподдержки в 2021 году. Куда обращаться и при каких обстоятельствах назначается.

Законодательная база

pravo_zakon-300x200.jpgПолномочия по оказанию социальной помощи населению в денежном и натуральном виде на законодательном уровне переданы субъектам федерации. Норма зафиксирована в статье 12 закона № 178-ФЗ от 17.07.1999. На основании ее положения региональные власти проводят следующую работу:

  • выявляют:
    • категории граждан, нуждающихся в соцподдержке;
    • необходимые в определенной ситуации меры помощи;
  • планирую финансирование в местном бюджете на реализацию государственной соцполитики;
  • определяют орган исполнительной власти, который будет работать с гражданами;
  • распределяет функции между структурами регионального и муниципального значения.
Скачать для просмотра и печати:

Статья 12. Виды оказания государственной социальной помощи Закона № 178-ФЗ от 17.07.1999

Соцпомощь льготникам в виде денежных выплат, вещей и продуктов предоставляется на принципах:

  1. Адресности. Он означает передачу казенных денег и имущества конкретному человеку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.
  2. Нуждаемости. Таковой предполагает тщательное изучение ситуации, в которой живет претендент.

Для сведения: статья 7 закона № 178-ФЗ относит к получателям социальной помощи из государственного бюджета малоимущих субъектов, к которым относятся:

  • семьи;
  • одинокие граждане.
Скачать для просмотра и печати:

Статья 7. Получатели государственной социальной помощи Закона № 178-ФЗ от 17.07.1999

Понятие и цели предоставления

5482b-300x200.jpgВ законе дана расшифровка натуральной соцподдержки льготников. К таковой относится выделение за бюджетные деньги:

  • топлива;
  • продуктов;
  • предметов одежды;
  • обуви;
  • медикаментов;
  • другого.

Правило введено в правовое поле из-за обязательства государства помогать в разрешении конкретных вопросов, возникающих в жизни социально незащищенных категорий населения. Дело в том, что невозможно все заменить денежными средствами. Их получатель может потратить нецелевым образом. А это минимизирует работу властей над поставленной задачей.

Пример.

К натуральной поддержке относят молочные продукты, выделяемые беременным и новорожденным. Финансируют работу «Молочной кухни» местные органы власти. Если женщинам выделять деньги вместо молока и кефира, то гарантии в получении важных элементов питания детьми получить практически невозможно. Значит, бюджетные траты не достигают цель. В данном случае она заключается в поддержке развивающегося человека — будущего гражданина — в утробе мамы и на первых месяцах жизни.

Из приведенного примера следуют основные цели выделения денег на натуральную помощь:

  • решение конкретной проблемы льготника;
  • получение гарантии в том, что сам получатель не сменит целевого направления бюджетных затрат;
  • поддержка со стороны властей людей, оказавшихся в сложной ситуации.
Для сведения: натуральная поддержка может носить нематериальный характер. Так, одинокие граждане получают услуги соцработника в рамках социального контракта без внесения платы.

Кому полагается

Федеральный закон описал потенциальных получателей широко. К ним отнесены малоимущие семейства и граждане, а также иные льготники. Определить перечень последних должен местный законодательный орган или правительство. То есть конкретные получатели перечисляются в соответствующем нормативном акте.

Как правило, регионы включают в перечень льготников граждан с низкими доходами. Таковые определяются так:

  • собираются данные обо всех поступлениях семейства за предшествующие обращению полгода (три месяца или год);
  • сумма делится на период и количество членов ячейки общества;
  • полученный результат сравнивается с показателем прожиточного минимума (ПМ) на определенную дату.
Внимание: малоимущим признается семейство, в котором доход на одного человека ниже ПМ.

В нормативных актах описываются иные условия. К таковым относится дата определения показателя ПМ, используемого в расчете. К примеру, при установлении права мамы на пособие до одного года малыша используется ПМ на второй квартал года, предшествующего обращению (в 2021 г. — за 2-й квартал 2019 г.).

Правила назначения

Социальная поддержка в натуральной форме назначается:

  • в рамках действующих нормативных правил;
  • по инициативе претендента;
  • на основании представленных документальных подтверждений права на таковую.

Алгоритм обращения следующий:

  1. Собрать документы.
  2. Написать в орган соцзащиты по месту проживания заявление.
  3. Передать пакет на проверку.
  4. Подождать письменного ответа из госоргана (около десяти дней).

В случае принятия положительного решения нужно следовать дальнейшей инструкции. Таковая описывает порядок и способы получения продуктов или товаров.

Для сведения: для принятия решения госслужащим потребуется подтверждение бедственного положения просителя. Для этого составляется акт обследования жилищно-бытовых условий заявителя. Не нужно препятствовать соцработникам проводить мероприятие.

Акт обследования жилищно-бытовых условий

Практика изучения условий проживания просителя осталась со времен СССР. Она признана действенным инструментом контроля бюджетных затрат. Проводится мероприятие так:

  1. Социальная служба направляет специалистов домой к заявителю (по адресу, указанному в прошении).
  2. Служащие договариваются с заявителем о дате и времени визита.
  3. На месте проводится беглый осмотр помещения и подробный опрос просителя и членов его семьи.
  4. Результаты заносятся в акт.
  5. С содержанием документа знакомят заявителя.
Важно: если проситель не пускает соцработников домой, то в удовлетворении его заявления откажут.

Обстоятельства предоставления натуральной поддержки

Перечень ситуаций, когда льготникам выделяются продукты или товары, определяется нормативным актом регионального значения. Как правило, к таковым относят:

  • последствия пожара или стихийного бедствия;
  • отсутствие у инвалида или престарелого гражданина официальных доходов достаточного для жизни уровня;
  • временное попадание в кризисную ситуацию ввиду тяжелой болезни или травмы;
  • иные.

Помощь в виде социального сопровождения предоставляется людям, неспособным о себе позаботиться. Услуга сопровождения оформляется социальным договором. Полагается она:

  • инвалидам;
  • престарелым лицам, проживающим одиноко;
  • мамам, заботящимся о малолетних инвалидах;
  • некоторым другим.

Лекарственные средства и продукты питания региональные бюджета оплачивают следующим лицам:

  • беременным;
  • новорожденным до года;
  • больным детям до определенного возраста (максимум до 16 лет).
Подсказка: власти мегаполисов организуют горячее питание для нуждающихся в предприятиях общепита. На получение такового выдается документ органами соцзащиты.

Поддержка населения в натуральном виде может носить временный характер. Так, во время аварий или катастроф местные органы самоуправления организуют пункты выдачи горячего чая или обедов. Например, такие работали во всех населенных пунктах Крыма во время блэкаута 2015 года (отключения света).

Пример выделения гражданам поддержки в натуральном виде

Перечень видов соцпомощи жителям Московской области, предоставляемой в натуральном виде, утвержден региональным законом от 04.12.2014 N 162/2014-ОЗ В акте для пожилых граждан и инвалидов предусмотрены такие виды социальных услуг:

  • приобретение товаров и продуктов питания;
  • содействие в проведении:
    • гигиенического обслуживания;
    • медицинских процедур (инвалидам);
    • уборки помещения;
  • помощь:
    • в покупке дров и иного топлива (по ситуации);
    • в доставке топлива и загрузке его в хранилище;
    • в доставке воды (при отсутствии водопровода);
    • в топке печей;
    • в общении с госструктурами по вопросам:
      • пенсионного обеспечения;
      • проведения медико-социальной экспертизы;
    • в написании писем;
    • в трудоустройстве;
  • поддержка при проведении погребения;
  • организация культурного досуга;
  • оказание психологической поддержки и другое.
Скачать для просмотра и печати:

Закон Московской области от 4 декабря 2014 г. N 162 2014 ОЗ О некоторых вопросах организации социального обслуживания в Московской области

Для получения услуг гражданин должен подписать социальный контракт с государственным учреждением. В документе описываются условия и объемы помощи. Денег за поддержку специалиста с клиента не берут.

Для сведения: в региональном документе отражаются наиболее актуальные для субъекта федерации виды натуральной поддержки.

В столичном законе № 60 от 23.11.05 к получателям продуктов питания и других товаров за бюджетные деньги отнесены:

  • дети:
    • первых трех лет жизни;
    • до семи лет;
  • школьники и студенты;
  • несовершеннолетние до 15 лет, страдающие хроническим недугами;
  • беременные женщины;
  • кормящие мамы;
  • семейства:
    • многодетные;
    • воспитывающие малыша с ограничениями по здоровью.
Скачать для просмотра и печати:

Закон г. Москвы от 23 ноября 2005 г. N 60 О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве

Отказать в оказании поддержки продуктами, товарами и услугами могут в таких ситуациях:

  • неподтверждение права;
  • предоставление документации:
    • не в полном объеме;
    • содержащей поддельные данные;
    • просроченной;
  • нарушение условий соцконтракта.

Последние изменения 

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам. Предметом регулирования настоящего Федерального закона не являются отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: государственная социальная помощь — предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров; социальное пособие — безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; субсидия — имеющая целевое назначение оплата предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг; компенсация — возмещение гражданам произведенных ими расходов, установленных законодательством. Законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.Статья 3. Цели оказания государственной социальной помощи Государственная социальная помощь оказывается в целях: поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; адресного и рационального использования бюджетных средств. К ведению Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относятся: принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам установления основ правового регулирования в области оказания государственной социальной помощи; разработка и реализация федеральных целевых программ оказания гражданам государственной социальной помощи на территории Российской Федерации; формирование федерального бюджета в части расходов на оказание государственной социальной помощи; установление видов государственной социальной помощи, оказание которых обязательно на территории Российской Федерации. Источниками оказания государственной социальной помощи являются средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов Российской Федерации и средства местных бюджетов. В случае недостаточности средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на оказание государственной социальной помощи такие средства выделяются субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления за счет средств бюджета вышестоящего уровня бюджетной системы Российской Федерации или дополнительных источников в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.  Государственная социальная помощь может оказываться единовременно или на период не менее трех месяцев.

Социальной поддержкой можно назвать меры, которые предпринимаются, чтобы удовлетворить социальные потребности человека. В перечень лиц, которые могут получить подобную поддержку, входит достаточно много людей, рассчитывающих на помощь со стороны государства.

Но, социальная защита предусматривается для лиц, не в состоянии позаботиться о себе самостоятельно, у которых возникли временные жизненные трудности и т.д. Рассмотрим подробнее само понятие социальной поддержки, а также категории людей, рассчитывающие на её получение.

Бесплатная консультация юриста по телефону

Задать вопрос юристу

По Москве и области7 (495) 280-74-29Санкт-Петербург и область7 (812) 389-36-23Федеральный номер8 (800) 511-43-08Содержание:

  • Что такое социальная поддержка? ↓
  • Какие категории граждан могут получить социальную поддержку? ↓
  • Малоимущие ↓
  • Инвалиды ↓
  • Федеральные льготники ↓
  • Региональные льготники ↓
  • Какие есть дополнительные виды социальной поддержки ↓

Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан – гарантия, предоставляемая государством, что лица, оказавшиеся в затруднительном положении или относящиеся к особым категориям, получат помощь в материальном или натуральном виде. Гражданам, относящимся к особой группе, начисляют ежемесячные выплаты, предлагают пособия или предоставляют гуманитарную помощь.

Социальная поддержка может быть как на бессрочной, так и срочной основе, на протяжении определенного промежутка времени. Этот момент заранее оговаривается. По окончанию срока, если состояние гражданина не улучшилось или его социальный статус по-прежнему подразумевает необходимость в помощи, то срок поддержки продлят.

Соответственно, не каждый человек может претендовать на социальную поддержку. Преимущественно к группам, которым предоставляется помощь со стороны государства, относятся малоимущие лица, инвалиды, федеральные и региональные льготники. В зависимости от их социального статуса, а также жизненной ситуации, предоставляется разная поддержка, как материальная, так и натуральная.

Малоимущие

Количество людей с финансовыми проблемами существенно возросло за последние пять лет. Это связано со многими аспектами: трудности в поиске работы, сокращение, отсутствие постоянного заработка или отсутствие физической возможности.

Но уклон особенно делается на следующие категории граждан:

  • Лица, имеющие детей. Малоимущие граждане с детьми представляют для государства особый интерес, поэтому их поддержка является приоритетным направлением. При рождении ребенка предоставляется материнский капитал, а также присутствуют ежемесячные пособия на содержание малыша. В дополнение можно получить льготы на медицинское обслуживание и бесплатный проезд в общественном транспорте.
  • Лица, оставшиеся без места жительства. К этой категории относятся военные, принимающие участие в боевых действиях, люди с ограниченными физическими возможностями, а также престарелые лица. С помощью государства они могут получить средства на приобретение жилища или же саму жилплощадь.
  • Осиротевшие дети. Сюда относятся отказники, дети, проживающие в приютах. По достижению 18-ти лет они могут рассчитывать на получение жилплощади в установленном порядке.

Преимущественно помощь малоимущим лицам осуществляется натуральная, но и предусмотрен целый ряд пособий.

Инвалиды

Лица с ограниченными физическими или умственными способностями (инвалиды) могут рассчитывать на различную социальную поддержку: бесплатную медицинскую помощь, реабилитацию, производство средств, которые облегчают ведение быта, получение жилплощади и, конечно же, пособия и денежные выплаты.

В зависимости от категории инвалидности будет происходить расчет оказываемой социальной поддержки.

Федеральные льготники

К федеральным льготникам относится группа лиц, которым предоставляется социальная помощь по разным причинам. Рассчитывать на этот вид помощи могут такие категории граждан:

  • герои СССР;
  • почетные обладатели ордена Славы;
  • лица, находящиеся в плену во время войны;
  • родственники или члены семьи участников боевых действий;
  • лица с ограниченными физическими или умственными способностями;
  • люди, пострадавшие от радиации;
  • лица, ставшие донорами (не все).

Преимущественным видом помощи является пособие, выплаты, в нередких случаях – обеспечение жилплощадью или улучшение жилищных условий.

Региональные льготники

Второй группой, которой положена социальная поддержка, являются региональные льготники. К ним относятся ветераны труда, ликвидаторы последствий катастрофы в ЧАЭС и труженики тыла.

Бесплатная консультация юриста по телефону

Задать вопрос юристу

По Москве и области7 (495) 280-74-29Санкт-Петербург и область7 (812) 389-36-23Федеральный номер8 (800) 511-43-08

На особом положении находятся ликвидаторы последствий катастрофы ЧАЭС. Они или члены их семьи могут претендовать на несколько ежемесячных выплат. Родственники пострадавших ликвидаторов могут рассчитывать только на одну ежемесячную выплату на бессрочной основе.

Социальная поддержка, предоставляемая федеральным и региональным льготникам, преимущественно осуществляется на бессрочной основе. Сроки устанавливаются только в исключительных случаях, когда состояние человека, требующего помощь, может улучшиться.

Дополнительная социальная помощь оказывается преимущественно не государством, а частными фондами, которые устраивают общественные сборы и после распределяют полученные средства между нуждающимися людьми в финансовом или гуманитарном виде.

Деятельность подобных фондов является исключительно добровольной, они не обязуются помочь каждому нуждающемуся, а делают это исходя из собственных соображений.

Со стороны государства также присутствует несколько дополнительных видов социальной поддержки. К примеру, осиротевшим детям и попавшим в приют, по достижению совершеннолетия предоставляется квартира или небольшой частный дом. Соответственно, процесс происходит в порядке живой очереди, ждать свою жилплощадь сиротам придется от 2-х месяцев до нескольких лет.

Еще один вид дополнительной помощи – льготная ипотека. Понижается процентная ставка, меньше сумма выплат, предоставление на более длительный срок. Поддержка предусмотрена молодым семьям.

Многодетные семьи могут получить небольшой земельный участок для дальнейшего строительства на нём. Более того, земля переходит к ним во владение на бессрочный период и будет передана по наследству их детям.

Существует особое пособие на погребение, которое также считается дополнительным видом социальной поддержки. Пособие является компенсацией расходов на похороны почивших родственников.

Финансовая поддержка осуществляется при поддержке Фонда социального страхования РФ или других компетентных организаций. Для получения выплаты необходимо подать некоторые документы и прошение на получение пособия.

—>

Социальная поддержка – специальные мероприятия, направленные на поддержание условий, достаточных для существования социально уязвимых категорий граждан, социальных групп, отдельных семей, личностей, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности и деятельного существования.

Трудная жизненная ситуация — ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, конфликты и жестокое отношение в семье, одиночество и т.п.).

Категории граждан, нуждающиеся в социальной поддержке:

1) нетрудоспособные: пенсионеры, инвалиды, дети, граждане, находящиеся на попечении государства (в домах инвалидов, престарелых и т.д.);

2) малоимущие;

3) попавшие в экстренные ситуации: безработные, беженцы и переселенцы, лица, без определенного места жительства, пострадавшие при чрезвычайных ситуациях (пожары, наводнения, землетрясения, радиационное воздействие и др.).

Социальная защита и социальная поддержка граждан относятся к полномочиям государства. К компетенции ОМСУ относится только оказание содействия в установлении опеки и попечительства. Однако основную часть работы по социальной поддержке граждан традиционно осуществляют ОМСУ в качестве государственных полномочий.

Для каждой из перечисленных категорий государством разрабатываются специфические программы социальной защиты, а на местном уровне – программы социальной поддержки.

Виды программ социальной поддержки:

1) объектные, рассчитанные на определенную социальную группу населения;

2) проблемные, рассчитанные на решение какой-то социальной проблемы.

Социальное обслуживание – механизм осуществления социальной поддержки.

Социальное обслуживание представляет собой деятельность по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психологических, правовых услуг, по осуществлению со­циальной адаптации и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Главное звено организации социального обслуживания населе­ния — городской и сельский районы, микрорайон (трудовой коллек­тив), малый город без административного деления.

Функции управления вопросами социального обслуживания насе­ления на подведомственной территории осуществляют органы соци­альной защиты населения.

Осуществляется социальное обслуживание бесплатно и за плату, через систему соответствующих социальных служб, включающих государственные, муниципальные, частные и другие службы, на основании обращения клиента, его опекуна, попечителя или другого закон­ного представителя.

Принципы социального обслуживания:

1. равных возможностей граждан независимо от национальности, пола, возраста;

2. доступности;

3. добровольности;

4. содействия социальной адаптации с опорой на собственные силы;

5. адресности, приоритета содействия гражданам, находящимся в опасном или беспомощном состоянии;

6. гуманности, доброжелательности, соблюдения конфиденциаль­ности в работе;

7. профилактической направленности;

8. законности и учета международных стандартов.

Цель создания системы социального обслуживания — организация разнообразных форм социальной работы с разными категориями населения в непосредственном контакте с ними и на наиболее адресном территориальном уровне. Она призвана включать в себя ком­плекс целевых услуг различным социальным группам, находящимся в зоне риска и нуждающимся с учетом новой социальной обстановки в поддержке.

Создание системы социального обслуживания ставит цель помочь в решении многих проблем по воспитанию, уходу за нетрудоспособны­ми членами семьи, организации быта, досуга; проблем, связанных с конфликтностью в отношениях, снижающей способность к самообеспечению, а также поднять уровень социальных гарантий населению. Кроме того, система социального обслуживания позволит координировать усилия государственных органов и различных социальных структур, включая государственные, частные, благотворительные организации.

640-1.png

Социальная служба — система государственных, муниципальных, частных и иных органов, учреждений, предприятий и организаций, осуществляющих социальное обслуживание. Деятельность этих учреждений подлежит лицензированию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Работники социальной службы — лица, непосредственно оказывающие помощь либо организующие оказание помощи клиентам социальной службы и состоящие в штате органов, учреждений и организаций, осуществляющих социальное обслуживание.

Одно из требований — все эти работники должны иметь высшее или среднее образование по специальности «Социальная работа» либо образование медицинского, психологического, педагогического, юридического или иного профиля, соответствующее требованиям и характеру вы­полняемой работы. Лица, осуществляющие помощь на дому, могут иметь среднее образование, но должны пройти курсовую подготовку. Работники, осуществляющие социальное обслуживание, пользуются определенными льготами, правами и гарантиями.

Клиент социальной службы — человек или семья, находящиеся в трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в связи с этим в соци­альном обслуживании.

Социальная работа – разновидность человеческой деятельности, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы.

Виды социального обслуживания:

1. Материальная помощь, предоставляемая в виде денежных средств, продуктов питания, медикаментов, средств санитарии и гигиены, предметов ухода за детьми, одежды, обуви, предметов первой необходимостиспециальных транспортных и технических средств профилактики инвалидности и реабилитации для инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.

2. Социальный патронажграждан и семей, нуждающихся в посто­янном нестационарном обслуживании. Одиноко проживающим гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых услуг, содействия в получении меди­цинской и иной помощи. Семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, предоставляются услуги по уходу за детьми.

3. Социальное обслуживание в стационарных условиях граждан, час­тично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе. В соответствии с их возрастом и здоровьем предусматривается создание необходимых ус­ловий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, обеспечение питанием, ухо­дом, организация посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

4. Предоставление временного приюта гражданам без определенно­го места жительства и занятий, безнадзорным детям и подросткам, другим людям, нуждающимся в такой помощи.

5. Организация дневного пребывания в учреждении социального об­служивания. Гражданам пожилого возраста и инвалидам, сохранив­шим способность к самообслуживанию и активному передвижению, а также другим лицам, в том числе детям, находящимся в трудной жиз­ненной ситуации, предоставляется социально-бытовое, медицинское и иное обслуживание в дневное время в учреждениях социального об­служивания.

6. Консультативная помощь гражданам и семьям в области соци­ально-экономического и медицинско-социального обеспечения жизне­деятельности, психолого-педагогической помощи, правовой защиты.

7. Реабилитационные услуги. Социальные службы оказывают по­мощь в профессиональной, социальной, психологической реабилита­ции гражданам, являющихся инвалидами, и осуществляют реабилита­ционную работу с несовершеннолетними и дрзтими гражданами с об­щественно опасным поведением.

Функции социального обслуживания:

а) функция социальной помощи, которая включает:

— выявление, учет семей и отдельных лиц, наиболее нуждающихся в социальной поддержке (малообеспеченных граждан, семей с детьми и другими нетрудоспособными членами), оказание материальной (фи­нансовой, натуральной) помощи и предоставление нуждающимся вре­менного жилья и т.п.;

— профилактику бедности: создание семьям условий для самосто­ятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринима­тельства;

— надомные услуги семьям и одиноким, нуждающимся в посто­роннем уходе: доставка продуктов, лекарств, транспортировка на лече­ние, наблюдение на дому за состоянием здоровья, приспособление и оборудование квартир клиентов с ограничениями в здоровье и т.п.;

— содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного, школьного и внешкольного воспитания (детский сад на дому, прогу­лочные группы и т.п.);

— организация совместно с органами народного образования вре­менного вынужденного пребывания ребенка вне родительской семьи, его дальнейшего устройства в детское учреждение, под опеку (попечи­тельство), усыновление;

б) функция консультировании:

— консультации специалистов (юристов, социологов, педагогов, врачей, психологов и т.д.);

— участие в подготовке молодежи к выбору профессии;

— подготовка юношей и девушек к браку и сознательному родительству;

— родительский медико-психологический всеобуч;

в) функция социального корректирования и реабилитации, которая содержит:

— социальную, медико-психологическую реабилитацию несовер­шеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и подростков, детей, оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих;

— медико-социальную реабилитацию и реабилитацию детей и под­ростков с ограниченными возможностями семей, их воспитывающих;

г) функция информирования населения, изучения и прогнозирования социальных нужд, в рамках которой выделяются три относительно самостоятельных направления:

— предоставление клиенту информации, необходимой для разре­шения сложной жизненной ситуации;

— распространение среди населения медико-психологических, пе­дагогических и иных знаний;

— изучение специалистами по социальной работе, специально со­зданными учреждениями, а также при помощи научных организаций потребностей своих клиентов и социальных проблем, порождающих кризисные ситуации в регионе, разработка и реализация конкретных мер, направленных на их устранение этих проблем;

д) функция участия в реализации чрезвычайных мер по преодоле­нию последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов:

— участие специалистов социальной службы в разработке чрезвы­чайных программ;

— формирование в рамках спасательных служб, организуемых на центральном (межреспубликанском, республиканском, региональном) уровне, бригад социальных работников, готовых в случае необходи­мости прибыть в район стихийного бедствия или на территорию, где население оказалось втянутым в социальный конфликт, с целью про­фессиональной реабилитационной, психологической и иной помощи населению в стрессовой ситуации.

Источники финансирования социальных служб:

— нормативных отчислений из бюджета соответствующего уровня в размере не менее 2% расходной части бюджета;

— поступлений из фонда социальной поддержки населения в ре­зультате выделения части средств на цели социальной поддержки семей с детьми;

— средств из федерального бюджета на выполнение уставных задач;

— перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня на реализацию областных, городских и районных программ;

— дополнительных средств из областного и местного бюджетов на обеспечение целевых мероприятий по адаптации доходов населения к росту стоимости жизни;

— от платных услуг и от хозяйственной деятельности уч­реждений и предприятий службы;

— доходов от приватизации государственной собственности, коммерческих магазинов, частной и кооперативной аренды муниципального имущества, платы за землю и другие природные ресурсы и т.п.;

— благотворительных пожертвований и взносов предприятий, общественных организаций и частных лиц, поступлений от благотворительных акций.

Местные органы управления социальным обслуживанием несут ответственность за обеспечение его качества и доступности, за развитие муниципального сектора социального обслуживания па подведомственных территориях, а также обеспечивают контроль за соблюдением государственных стандартов качества социального обслуживания в муниципальном и негосударственном секторах социального обслуживания.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы содержание и цели муниципальной политики в области социаль­ной поддержки населения?

2. Какие механизмы используются при осуществлении социальной поддерж­ки населения и муниципальном образовании?

3. Какие существуют критерии выделения объектов социальной помощи?

4. Какие учреждения социального обслуживания могут создаваться на территории муниципального образования?

640-1.png



Понятие и виды государственной социальной помощи

Государственная социальная помощь — это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам устанавливает Федеральный закон «О государственной социальной помощи».

Согласно ст. 3 указанного Закона государственная социальная помощь оказывается в целях:

  • • поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ;
  • • адресного использования бюджетных средств;
  • • усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;
  • • создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;
  • • снижения уровня социального неравенства;
  • • повышения доходов населения.

В зависимости от источника финансирования государственная социальная помощь может быть предоставлена

за счет средств федерального бюджета или за счет средств бюджета субъекта РФ.

Закон предусматривает различные виды государственной социальной помощи:

  • социальное пособие — безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ;
  • субсидия — имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг;
  • набор социальных услуг — перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан;
  • социальная доплата к пенсии — предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъектах РФ по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ.

Государственная социальная помощь, оказываемая в виде предоставления гражданам набора социальных услуг

Статья 6.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» определяет круг лиц имеющих право на получение государственной социальной помощи.

Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан:

  • 1) инвалиды войны;
  • 2) участники Великой Отечественной войны;
  • 3) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в поди. 1—4 п. 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах»;
  • 4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
  • 5) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • 6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
  • 7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
  • 8) инвалиды;
  • 9) дети-инвалиды.

В состав набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги:

  • 1) обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
  • 2) предоставление при наличии медицинских показаний путевки па санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний;
  • 3) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

При предоставлении социальных услуг граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.

Перечень лекарственных препаратов [1], в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, перечень изделий медицинского назначения [2], перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов и перечень санаторно-курортных учреждений [3] утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

  • [1] См.: приказ Минздравсоцразвития России от 18.09.2006 № 665 «Об утверждении перечня лекарственных препаратов, в том числе перечня лекарственных препаратов, назначаемых но решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг».
  • [2] См.: приказ Минздравсоцразвития России от 09.01.2007 № 1 «Об утверждении Перечня изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи».
  • [3] См.: приказ Минтруда России Mb 301 и, Минздрава России № 449н от 10.07.2013 «Об утверждении перечня санаторно-курортных учреждений (государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения), в которые предоставляются при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи».

Используемые источники:

  • https://lgoty-vsem.ru/lgoty/naturalnaya-gosudarstvennaya-sotsialnaya-pomoshh-v-rossii.html
  • https://rg.ru/1999/07/23/socpomosch-dok.html
  • https://homeurist.com/semya/zakony/predostavlenie-mer-socialnoj-podderzhki-otdelnym-kategoriyam-grazhdan.html
  • https://studopedia.ru/2_9665_sotsialnaya-podderzhka-i-sotsialnoe-obsluzhivanie-naselenie.html
  • https://studme.org/86934/pravo/gosudarstvennaya_sotsialnaya_pomosch

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий